Мукаддас Шарифиён
Формирование толерантной среды в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и современное общество в Таджикистане. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Толерантность в нашем понимании является минимальным условием для прекращения и предотвращения нетерпимости и насилия. Процесс формирования толерантности необходимо сделать наглядным и доступным, то есть перевести его на язык обучения, которое продолжается всю жизнь и включает в себя процесс освоения культуры мира. Темы, раскрывающие толерантность, должны постоянно расширяться, а круга обсуждаемых проблем должен очерчиваться ценностями человеческого достоинства и правом на частную жизнь.
Воспитание толерантности личности происходит посредством формирования ее толерантных качеств, утверждением психологической установки и готовности к совместной деятельности, к освоению ценностей культуры мира, правил и норм поведения.
Для формирования толерантного воспитания в общеобразовательных школах республики Таджикистан нами разработаны модели формирования толерантной среды в общеобразовательной школе и учебно-методические пособия для учителей школ, включающие следующие вопросы:
понятийный аппарат воспитания толерантности личности и формирования толерантной среды образовательного учреждения с проведением практикума по составлению тезауруса толерантности;
определение возможностей образовательного пространства школы по формированию толерантной личности;
закономерности и принципы формирования толерантной среды;
технологии работы с учащимися по формированию толерантности, включая практические занятия по построению оптимального взаимодействия между субъектами педагогического процесса;
использование методов диагностики уровней формирование толерантности у школьников и др.
В практику работы учителей экспериментальных школ вошли следующие формы организации совместной деятельности учащихся, как «круглый стол», презентация проектов, конференция, аукцион идей. Кроме технологии сотрудничества ими в педагогическом процессе используется технология - «дебаты», сущность которой заключается в том, чтобы убедить других в ходе общения, что позволяет развить у учащихся умение отстаивать свою точку зрения, взгляды и убеждения.
С целью эффективного формирования у учащихся толерантности и формирования толерантной среды в общеобразовательной школе нами предложены следующие технологии.
1. Организация встреч учащихся с другими культурами в специально подготовленной, педагогической среде, где были предусмотрены два взаимодополняющих пути их реализации:
1. Непосредственная встреча ребенка с представителями других культур, организуемая во время проведения краеведческих экспедиций.
Встречи учащихся с другими культурами можно смоделировать с помощью специальных игровых ситуаций, в которых дети исполняют роли представителей различных культур и вступают согласно игровому сценарию в «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Такие игровые ситуации можно организовать в рамках традиционного урока. При этом большим потенциалом обладают уроки истории, обществознания, литературы, иностранного языка, географии, а также факультативы или кружки и классные часы. Например, игра «Законы для.» (--- название вымышленной страны, в которой моделируются переговоры представителей христианского и мусульманского населения, обсуждаются проблемы, которые могут возникать в реально существующем государстве, и предлагаются способы их решения.
2. Организация проблемных ситуаций во взаимоотношениях учащегося с представителями других культур. Эти искусственные проблемные ситуации направлены на выявление возможных противоречий в отношении учащихся к иным культурам, что в будущем позволит им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее не осознавались ими. Например, можно искусственно обсудить проблему этнических стереотипов при оценке людей или создать ситуацию, в которой учащиеся оказываются в позиции объекта дискриминации (этнического меньшинства).
3. Организация проблемных дискуссий по поводу проблем межличностного общения в многонациональном обществе позволяет учащемуся сравнить свое отношение к другим культурам с мнениями и точкой зрения своих одноклассников и сверстников. Это помогает скорректировать эти отношения и изменить взгляды подростка, так как мнение сверстников очень весомо для них в этом возрасте.
В качестве примера темы дискуссии, которая может быть органично включена в педагогический процесс можно использовать тему: «Понятие «национальная принадлежность» - нужно ли оно в современном мире?», в которой могут обсуждаться следующие вопросы: Насколько важно это понятие для современного человека? Есть ли граница между национальной гордостью и национализмом? Всегда ли верны национальные стереотипы? Кто должен определять национальную принадлежность и, как вы относитесь к смешанным бракам?
4. Организация овладения учащимися рефлексией своего отношения к представителям иных культур. Это отношение формируется в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблемных ситуациях, в межкультурных диалогах и оно должно быть осмыслено и осознано ребенком. Рефлексия позволяет учащемуся осознать свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений и позволяет ему в будущем целенаправленно заняться самовоспитанием.
Активизация рефлексии достигается, во-первых, с помощью устных форм, то есть ответы детей на вопросы педагога по итогам какого-либо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения. Например, «Как изменилось или полностью поменялось ваше первоначальное мнение по данной проблеме после занятия? Что поспособствовало этому?». Или выступления по предложенному образцу. Например, закончите предложение: «Люди, не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд.».
Во-вторых, письменные формы рефлексии, которые предусматривают большую искренность и откровенность воспитанников. К ним относятся написание небольших эссе или сочинений, которые выступают в качестве своеобразного подведения итогов некоторых педагогических явлений. Например, «Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю религий в классах, где обучаются представители разных религиозных конфессий?»; «Должно ли государство придерживаться концепции культурного плюрализма?» и т. д.
5. Технология ознакомления со страной и народом, включающая информацию о географических границах страны, ее природные условия: климат, растительный и животный мир, основные хозяйственные занятия людей и традиционные ремесла в прошлом и настоящем. Кроме того, религиозно-мифологические представления, народные обычаи и обряды, праздники, поэтическое и музыкальное творчество народа, его декоративно-прикладное и современное искусство, народные игры и т. д. При этом необходимо выделить ведущие признаки народа: название, язык, родина, внешность, культура, менталитет и т. д.
6. Технология формирования этнокультурной компетентности нацелена на формирование компетентности личности в межнациональном взаимодействии и включает в себя параллельное изучение этнокультур; анализ их сходства и различия, то есть кросс - культурный диалог. Здесь же можно использовать метод образной медитации (погружение ребенка в изучаемую культуру, эмпатию, игротерапию (развитие навыков общения в игре) и т. д.
7. Этнографический музей как форма дополнительного образования учащихся приобщает детей к культурному наследию народов мира с помощью музейных экспонатов и обеспечивает гражданско-патриотическое воспитание детей и юношества. Ниже представлены технологии работы в музее.
1. Для учащихся начальных классов, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю традиционного быта.
2. Для учащихся средних классов ознакомительную экскурсию можно организовать в виде разнообразных викторин. Например, «Для каких целей служил Данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о каком из предметов говорится в загадке» и т. д.
3. Некоторые занятия можно построить в форме инсценировок. Например, гостеприимство хозяев или организация и проведение праздников и т. д.
4. С учащимися средних и старших классов можно освоить дисциплину музейное дело, что позволит им прибрести следующие умения:
организация поисково-исследовательской деятельности;
экскурсионно-просветительская работа;
налаживание связей с государственными музеями и общественностью;
создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
организация экскурсий;
содействие учителям в использовании музейных материалов в педагогическом процессе.
8. Театральная деятельность стимулирует деятельность детей и помогает им реализовать свои творческие способности. Кроме того, театр и театральная деятельность потребует от участников определенной теоретической и практической работы, а общая цель - подготовка к спектаклю - сплотит и объединит детей независимо от национальности и вероисповедания, а также способствует изменению стереотипа в восприятии «другого» в современном мире.
9. Поисковые задания. Например, «Старинные и памятные вещи в нашей семье», «Народное декоративно-прикладное искусство» (создание экспозиции, «Традиции и обряды, связанные со строительством жилья» и т. д.
Вышеописанные технологии позволили нам успешно реализовать спроектированную модель формирования толерантной среды, которая была внедрена в практику работы экспериментальных школ. Необходимо также оказать помощь учащимся в овладении умениями критического мышления, ведения диалога, умением анализировать свою и чужую точки зрения. Это позволит каждому учащемуся научиться объективно оценивать те или иные суждения, находить компромиссные решения и договариваться с другими, а также поможет преодолеть страх того, что его точка зрения не совпадет с мнением одноклассников или педагога.
Кроме того, в процессе совершенствования технологий традиционного урока, в учебном процессе применяются уроки толерантности : урок с групповой работой, урок в группах по выбору, урок - генерация идей, урок-выставка, рефлексивный урок. Каждый вид урока имеет свою целевую установку по формированию толерантной среды и толерантной личности.
Подводя некоторые промежуточные итоги можно сказать, что разработанная нами модель формирования толерантной среды позволяет организовать педагогический процесс в общеобразовательной школе на научной основе с использованием современных технологий организации педагогического процесса, способствующих формированию толерантной личности. Описанные педагогические технологии используются большинством учителей экспериментальных школ и дали позитивные результаты при формировании толерантной личности и толерантной среды в общеобразовательной школе.