Юрченко Александра Васильевна
Формирование связной речи в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Главным моментом в становлении речевой деятельности детей является все перестраивающееся и совершенствующееся способность использовать речь как средство процесса коммуникации. В зависимости от конфигурации форм этого процесса коммуникации меняются и формы речевой деятельности.
Включенные в непосредственный процесс общения с близкими людьми определенные речевые высказанные суждения, просьбы, вопросы и ответы вливаются в разговорную диалогическую форму. Вследствие этого возникает необходимость изложить, отобразив его в вербальном плане, наиболее либо наименее широкое смысловое единое, предназначенное и для стороннего слушателя и ему понятное. Тогда формируется связная речь, способность передать мысль в связном вербальном построении.
Публикация «Формирование связной речи в онтогенезе» размещена в разделах
В возрасте одного года у детей развивается база предстоящей связной речи в ходе эмоциональной коммуникации общения со взрослыми людьми. У детей данного возраста формируется осмысление речевой деятельности окружающих людей. На базе осмысливания, у детей формируется активная речевая деятельность, дошкольники начинают повторять звукосочетания.
В возрасте от 1,5 до 2 лет у дошкольников возникают первые осознанные слова, они проявляют внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь. Связная речь дошкольников имеет ситуативную, диалогическую тенденцию. Представляет либо ответы на вопросы взрослого человека, либо вопросы к взрослым людям в результате сложностей в деятельности, либо требование в связи с потребностью исполнить чьи-нибудь физические потребности, либо вопросы любопытства, при изучении новых предметов. Дети могут задавать вопросы и отвечать одним словом, которое имеет тенденцию предложения.
В возрасте от 2,5 до 3 лет слова имеют смысл целых единиц языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающие смысловой и интонационной законченностью, предложения способны включать 2-3 слова. У детей возникают правильно грамматически оформленные единицы языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Разговор со взрослыми людьми наиболее привлекателен, чем обсуждение басни, дети прослушивают вопросы взрослого человека, отвечают на них, стараются поддерживать разговор – задают вопросы, демонстрируют игрушки, одежду, чтобы процесс коммуникации продолжился.
В возрасте от 3 до 4 лет у детей осуществляется активизация словаря, увеличивается лексический состав слов и усложняется конструкция предложений, дети употребляют диалогическую речь. В игровой деятельности появляются новые виды речевой деятельности: речь-сообщение; речь-инструкция; монологическая и контекстная речевая деятельность. В данном возрасте диалогическая речь обладает определенной спецификой: дети осуществляют процесс общения между двумя людьми, а если присоединяется третий индивид, то один из предыдущих выходит, это обусловлено неспособностью распределять интерес между тремя и более собеседниками. У детей отсутствуют параллельные речевые высказывания. Вопросы и ответы детей, достаточно конкретные без вспомогательных сведений. Особенности навыков пересказа детей данного возраста заключаются в умении завершать предложения начатые взрослым человеком.
В возрасте от 4 до 5 лет у детей реализуется переход от ситуативной к контекстной речи. Дети данного возраста активно вступают в беседу, участвуют в разговоре, способны осуществлять пересказ сказки, составить рассказ по игрушкам, иллюстрациям. Дети 4-5 лет не могут верно задавать вопросы, хотя достаточно свободно общаются со взрослыми людьми. Для описательных рассказов детей этого возраста характерны следующие особенности: 1) непоследовательность, 2) не знание как начать и завершить речевое высказывание, 3) описание игрушки, ни разу не обозначив ее, применяя лишь местоимения,4) употребление простых предложений, 5) все описательные рассказы укладываются приблизительно в пять предложений.
Дети в возрасте от 5 до 6 лет активно принимают участие в разговоре. Дошкольники данного возраста могут отвечать на вопросы полными предложениями, формулировать вопросы. Для детей данного возраста характерно освоение следующих типов рассказа: повествования, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. У них возрастает число сложносочиненных и сложноподчиненных единиц языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающие смысловой и интонационной законченностью. В разговоре со взрослым человеком ощущают себя совсем свободно, даже получают наслаждение, проявляют инициативу, дают собственные темы для беседы.
У детей 5-6 лет обнаруживаются такие особенности в развитии диалога: неспособность, составлять предложения, выслушивать собеседника, задавать вопросы, абстракция от поставленного вопроса, неумелое внедрение обращения, добавления, согласия, отказа.
Описательные рассказы детей 6-7 лет включают в себя шесть-семь предложений. Для повествовательных рассказов детей данного возраста характерна следующая специфика: 1) сложности в установлении темы рассказа, 2) непоследовательность рассказов, 3) потеря целых смысловых частей, 4) недостаточность описания персонажей и природы, 5) использование простых предложений. Для детей 6-7 лет свойственны следующие особенности рассуждений: имеют вынужденную тенденцию; краткие доказательства до 1-2 аргументов.
Развитие связной речи играет важную роль в ходе формирования речи детей дошкольного возраста, которая проходит три этапа:
Первый этап - довербальный. Довербальный этап осуществляется в течение первого года жизни. На данном этапе в ходе довербальной коммуникации с окружающими людьми формируются предпосылки становления речевой деятельности: дети не могут произносить, но у них складываются условия, которые обеспечивают усвоение речевой деятельности. В качестве условий формирования речевой деятельности выделяются следующие: 1) создание избирательной восприимчивости к речевой деятельности окружающих людей, 2) наиболее узкое различение дифференцировки вербальных влияний действий в отличие от других звуков. При этом появляется чувствительность к фонематическим особенностям звучащей речевой деятельности. Первая стадия формирования речевой деятельности заканчивается осознанием детьми простых речевых высказываний взрослого человека, возникновением пассивной речевой деятельности.
Второй этап - переход ребенка к активной речевой деятельности. Данный этап осуществляется приблизительно в два года. Дети начинают воспроизводить первые слова и элементарные наименьшие самостоятельные единицы речевой деятельности, выступающие как единица процесса коммуникации, у них формируется фонематический слух. Огромную роль в усвоении детьми речевой деятельности и для нормального темпа ее формирования на 1-2 стадиях наблюдаются следующие условия процесса коммуникации со взрослыми людьми: эмоциональный процесс коммуникации между взрослым и ребенком, определенное соглашение двух или нескольких сторон, которое заключается на добровольной основе между ними и концентрация процесса коммуникации вербальным компонентами.
Третий этап - формирование речевой деятельности как основного средства процесса коммуникации. В речевой деятельности детей более точно отражаются его намерения, излагается содержание и общая суть отражаемых событий. Осуществляется расширение словарного запаса, осложнение грамматических конструкций, становится отчётливей звукопроизношение. Кроме того, лексическое и грамматическое оформление речевой деятельности у детей зависит от условий их процесса коммуникации с окружающими людьми. Дети осваивают из слышимой ими речевой деятельности лишь то, что нужно для стоящих перед ними задач коммуникации. В период старшего дошкольного возраста формирование представлений детей и развитие общих понятий является базой для становления мыслительной деятельности