Лучший педагог года

Формирование связной речи в онтогенезе

Юрченко Александра Васильевна
Формирование связной речи в онтогенезе

Главным моментом в становлении речевой деятельности детей является все перестраивающееся и совершенствующееся способность использовать речь как средство процесса коммуникации. В зависимости от конфигурации форм этого процесса коммуникации меняются и формы речевой деятельности.

Включенные в непосредственный процесс общения с близкими людьми определенные речевые высказанные суждения, просьбы, вопросы и ответы вливаются в разговорную диалогическую форму. Вследствие этого возникает необходимость изложить, отобразив его в вербальном плане, наиболее либо наименее широкое смысловое единое, предназначенное и для стороннего слушателя и ему понятное. Тогда формируется связная речь, способность передать мысль в связном вербальном построении.

Публикация «Формирование связной речи в онтогенезе» размещена в разделах

В возрасте одного года у детей развивается база предстоящей связной речи в ходе эмоциональной коммуникации общения со взрослыми людьми. У детей данного возраста формируется осмысление речевой деятельности окружающих людей. На базе осмысливания, у детей формируется активная речевая деятельность, дошкольники начинают повторять звукосочетания.

В возрасте от 1,5 до 2 лет у дошкольников возникают первые осознанные слова, они проявляют внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь. Связная речь дошкольников имеет ситуативную, диалогическую тенденцию. Представляет либо ответы на вопросы взрослого человека, либо вопросы к взрослым людям в результате сложностей в деятельности, либо требование в связи с потребностью исполнить чьи-нибудь физические потребности, либо вопросы любопытства, при изучении новых предметов. Дети могут задавать вопросы и отвечать одним словом, которое имеет тенденцию предложения.

В возрасте от 2,5 до 3 лет слова имеют смысл целых единиц языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающие смысловой и интонационной законченностью, предложения способны включать 2-3 слова. У детей возникают правильно грамматически оформленные единицы языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Разговор со взрослыми людьми наиболее привлекателен, чем обсуждение басни, дети прослушивают вопросы взрослого человека, отвечают на них, стараются поддерживать разговор – задают вопросы, демонстрируют игрушки, одежду, чтобы процесс коммуникации продолжился.

В возрасте от 3 до 4 лет у детей осуществляется активизация словаря, увеличивается лексический состав слов и усложняется конструкция предложений, дети употребляют диалогическую речь. В игровой деятельности появляются новые виды речевой деятельности: речь-сообщение; речь-инструкция; монологическая и контекстная речевая деятельность. В данном возрасте диалогическая речь обладает определенной спецификой: дети осуществляют процесс общения между двумя людьми, а если присоединяется третий индивид, то один из предыдущих выходит, это обусловлено неспособностью распределять интерес между тремя и более собеседниками. У детей отсутствуют параллельные речевые высказывания. Вопросы и ответы детей, достаточно конкретные без вспомогательных сведений. Особенности навыков пересказа детей данного возраста заключаются в умении завершать предложения начатые взрослым человеком.

В возрасте от 4 до 5 лет у детей реализуется переход от ситуативной к контекстной речи. Дети данного возраста активно вступают в беседу, участвуют в разговоре, способны осуществлять пересказ сказки, составить рассказ по игрушкам, иллюстрациям. Дети 4-5 лет не могут верно задавать вопросы, хотя достаточно свободно общаются со взрослыми людьми. Для описательных рассказов детей этого возраста характерны следующие особенности: 1) непоследовательность, 2) не знание как начать и завершить речевое высказывание, 3) описание игрушки, ни разу не обозначив ее, применяя лишь местоимения,4) употребление простых предложений, 5) все описательные рассказы укладываются приблизительно в пять предложений.

Дети в возрасте от 5 до 6 лет активно принимают участие в разговоре. Дошкольники данного возраста могут отвечать на вопросы полными предложениями, формулировать вопросы. Для детей данного возраста характерно освоение следующих типов рассказа: повествования, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. У них возрастает число сложносочиненных и сложноподчиненных единиц языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов, обладающие смысловой и интонационной законченностью. В разговоре со взрослым человеком ощущают себя совсем свободно, даже получают наслаждение, проявляют инициативу, дают собственные темы для беседы.

У детей 5-6 лет обнаруживаются такие особенности в развитии диалога: неспособность, составлять предложения, выслушивать собеседника, задавать вопросы, абстракция от поставленного вопроса, неумелое внедрение обращения, добавления, согласия, отказа.

Описательные рассказы детей 6-7 лет включают в себя шесть-семь предложений. Для повествовательных рассказов детей данного возраста характерна следующая специфика: 1) сложности в установлении темы рассказа, 2) непоследовательность рассказов, 3) потеря целых смысловых частей, 4) недостаточность описания персонажей и природы, 5) использование простых предложений. Для детей 6-7 лет свойственны следующие особенности рассуждений: имеют вынужденную тенденцию; краткие доказательства до 1-2 аргументов.

Развитие связной речи играет важную роль в ходе формирования речи детей дошкольного возраста, которая проходит три этапа:

Первый этап - довербальный. Довербальный этап осуществляется в течение первого года жизни. На данном этапе в ходе довербальной коммуникации с окружающими людьми формируются предпосылки становления речевой деятельности: дети не могут произносить, но у них складываются условия, которые обеспечивают усвоение речевой деятельности. В качестве условий формирования речевой деятельности выделяются следующие: 1) создание избирательной восприимчивости к речевой деятельности окружающих людей, 2) наиболее узкое различение дифференцировки вербальных влияний действий в отличие от других звуков. При этом появляется чувствительность к фонематическим особенностям звучащей речевой деятельности. Первая стадия формирования речевой деятельности заканчивается осознанием детьми простых речевых высказываний взрослого человека, возникновением пассивной речевой деятельности.

Второй этап - переход ребенка к активной речевой деятельности. Данный этап осуществляется приблизительно в два года. Дети начинают воспроизводить первые слова и элементарные наименьшие самостоятельные единицы речевой деятельности, выступающие как единица процесса коммуникации, у них формируется фонематический слух. Огромную роль в усвоении детьми речевой деятельности и для нормального темпа ее формирования на 1-2 стадиях наблюдаются следующие условия процесса коммуникации со взрослыми людьми: эмоциональный процесс коммуникации между взрослым и ребенком, определенное соглашение двух или нескольких сторон, которое заключается на добровольной основе между ними и концентрация процесса коммуникации вербальным компонентами.

Третий этап - формирование речевой деятельности как основного средства процесса коммуникации. В речевой деятельности детей более точно отражаются его намерения, излагается содержание и общая суть отражаемых событий. Осуществляется расширение словарного запаса, осложнение грамматических конструкций, становится отчётливей звукопроизношение. Кроме того, лексическое и грамматическое оформление речевой деятельности у детей зависит от условий их процесса коммуникации с окружающими людьми. Дети осваивают из слышимой ими речевой деятельности лишь то, что нужно для стоящих перед ними задач коммуникации. В период старшего дошкольного возраста формирование представлений детей и развитие общих понятий является базой для становления мыслительной деятельности

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи в онтогенезе
Опубликовано: 8 сентября 2020 в 11:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД