Сивкова Наталия Алексеевна
Формирование социальной компетентности детей с ОВЗ через нравственное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социальной компетентности детей с ОВЗ через нравственное воспитание.
Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности, тем более, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, приобщение детей к обществу, усвоение ими норм, ценностей, требований, законов функционирования данного социума – процесс сложный, но необходимый. Поэтому возникает необходимость формировать у них социальные навыки взаимодействия с обществом, способность познавать социальный мир и мир внутренний – собственный.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В словаре медико-социальных терминов под социальной компетентностью рассматривается «мера свободы владения знаниями и навыками, необходимыми для эффективного участия в процессах взаимодействия и коммуникации и приобретаемыми в результате социализации». Современное общество настолько сложно, что любой человек, особенно ребенок с ОВЗ нуждается в определенном психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды, и таким «запасом прочности», на наш взгляд, является необходимый уровень социализации ребенка, т. е. наличие соответствующих знаний, умений, навыков и качеств личности, помогающих ему адаптироваться в социуме здоровых людей.
Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ - это процесс, направленный на оказание психолого-педагогический помощи в становлении и социализации их личности, познание своих особенностей, чувств, поступков, что обеспечивает готовность не только адекватно оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, но и быть успешным в обществе.
Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности ученика, дает возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание, ориентирует деятельность учащихся на успех.
Нравственное воспитание- очень тяжёлая работа для педагога, так как не всегда совпадают требования школы и семьи; в обществе происходит много негативного.
Под нравственным воспитанием принято понимать формирование у ребёнка адекватного отношения к окружающему миру, людям, животным и растениям.
Особую роль для детей (в первую очередь подростков) играет общение. Оно способствует познанию мира, человеческих отношений, себя самого. Потребность в общении обусловлена процессом вхождения во взрослую жизнь.
При выборе занятий о нравственности нужно ставить перед собой задачи: вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующх в нашем обществе. Познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления. Сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения, организации жизнедеятельности и поведения. Все задачи в процессе их решения признаны единой- понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, человеческих взаимоотношений, формирование представлений о самом себе.
В младших классах дети приобретают знания о нормах и правилах школьной жизни, поведения в классе. Они привязаны к конкретным обстоятельствам (как вести себя в классе, на перемене, в столовой и. т. д.)
Постепенно опыт обобщается, дети усваивают понятие «вежливость». От класса к классу оно наполняется конкретным смыслом, углубляется, связывается с целостным образом воспитанного человека. Нравственные качества детей проявляются в их повседневном общении друг с другом. Дети требуют честности в игре, справедливости в распределении трудовых обязанностей, приходят на помощь товарищу, оказавшемуся в беде, но в то же время, они могут вместо сочувствия проявить жестокость.
Для детей характерны эмоциональность, преобладание наглядно- образного мышления, его конкретность. Поэтому цель занятий – сформировать у детей нравственные представления об их поведении и поступках, представления, связанные с определенными этическими понятиями и моральным нормами, которые в дальнейшем будут являться ориентирами в нравственных жизненных ситуациях и понимании людей.
Следует учесть и тот факт, что на антипримере ребёнок учится делать выбор, но если он подражает отрицательным героям во время игры, педагог не должен оставлять это без внимания. Материал для занятий следует отбирать на основе принципов наглядности, доступности, учитывая потребность ребёнка в эмоциональной насыщенности событий, игровых ситуаций. Планируя занятия нравственного цикла нужно не забывать о связи с непосредственным жизненным опытом детей : привычными ситуациями деятельпости, общения, потребностями в знании тех или иных правил, регулирующих отношения людей. Громадное большинство человечества живет в большей или меньшей степени в невозможных условиях: нет сознания ценности своей личности, нет уважения личности других. Этому надо учить. Значительное внимание педагог должен уделять отношениям детей. Избирательность в выборе товарища по играм, занятиям, прогулкам определяет целый ряд правил поведения друзей (поддержка, чуткость, внимательность). Об этом педагог беседует с учениками, вырабатывая особое отношение к ссорам, конфликтам, помогая их преодолеть.
Для усвоения нравственных правил надо использовать наглядность: положительные примеры поведения детей, плакаты, иллюстрации книг, фильмы, ИКТ. В качестве средств привлекать наблюдения школьников. Желательно, чтобы это происходило в форме, не задевающей конкретного ученика. Такой подход помогает избежать ссор, взаимных обвинений, но позволяет оценивать ситуации по существу. Можно предложить детям задание: «Внимательно проследи, какие правила нарушаешь ты сам. Нарисуй себя в ситуации, когда ты нарушаешь правила нравственности.»
Организуя совместный труд, педагог заботится о том, чтобы создать доброжелательные отношения между учениками, помогает им приходить к общему согласию при решении спорных вопросов, принимать решения по справедливости.
Я в своей работе использую с начальных классов книгу: «Классные часы на темы этикета». Проводила занятия по разделам: «Школьный этикет», «Правила общения», «Добро и зло», «Ты и твои друзья», «Культура внешнего вида», «Нужно ли уважать себя», «Труд красит человека», «Стыд и совесть», «Человек и его поступки». Делаю тематические подборки книг, стихотворений, рассказов для чтения и обсуждения: Ушинского, Пермяка, Толстого, Осеевой. Использую пословицы и поговорки, рисуем рисунки, составляем памятки. В начальных классах и в 5-6классах проводила занятия- путешествия, ролевые игры. Приём ролевой игры «Замри» позволяет остановить ситуацию и разобраться, почему герои поступают именно так или что они чувствуют по поводу происходящего. «Поменяйтесь ролями»- приём, который помогает детям взглянуть на обе стороны конфликта.
При формировании социальной компетентности воспитанников через нравственное воспитание нужно делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.