Приложение МААМ

Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Боброва Елена
Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Боброва Елена Владимировна

МАДОУ ЦРР – д/с «Лира»,

Познавательная активность детей является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.

Публикация «Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Из исследований в психолого-педагогической литературе отмечается, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребенка и его развития в целом (Т. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, М. Е. Богоявленская, А. В. Запорожец). Известно, что познание – это процесс открытия ребенком скрытых связей и отношений между предметами и объектами действительности.

Познавательная активность не является генотипичной, а формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда является условием, от которой зависит, перейдет ли потенциальная возможность в реальную действительность. Произвольность познавательной сферы складывается к 5-6 годам. Большое значение в ее развитии имеет речь. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Усвоение основ языка начинается с дошкольного возраста. При этом словарная работа занимает ведущее место в системе задач по развитию речи. О значении работы над смысловой стороной слова для речевого и умственного развития детей отмечали многие исследователи (К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский, А. М. Леушина, А. П. Усова и др.). На необходимость работы над развитием понимания значений слов, их правильного употребления указывали Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьева, Л. А. Пеньевская, M.М. Конина и др.

Важное значение в своей работе отводим формированию у детей понимания смысловой стороны слова, умения задумываться над значением слова, сознательно подбирать подходящие лексические средства, расширять активный словарь. В качестве средств формирования смысловой стороны слова выступают художественная литература, музыка, изобразительная деятельность и даже игрушка. Разные виды искусств являются не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний, ничем не заменимых впечатлений.

Мы остановили свой выбор на пейзажной живописи, что обусловлено ее огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины демонстрируют детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях : ледоход, сенокос и т. д.

В процессе работы было отмечено, что восприятие пейзажных картин детьми проходит в два этапа.

На 1-м этапе они лишь перечисляют предметы, изображенные на картине, дают очень краткую характеристику.

На 2-м этапе дети начинают более полно, точно и образно характеризовать изображенное, используя для этого различные речевые изобразительные средства.

Для выявления уровня понимания смысловой стороны слова детьми старшего дошкольного возраста использовались методики О. С. Ушаковой.

По результатам диагностики был сделан вывод о том, что уровень умения подбирать описательные прилагательные и сравнения у детей старшего возраста достаточно низкий, и необходимо усиление речевой словарной работы. В связи с этим была спланирована дальнейшая работа. По формированию понятия смысловой стороны слова используются следующие виды деятельности:

• Наблюдения за явлениями природы в разное время года;

• Беседы о временах года и характерных явлениях;

• Занятия по речевому развитию;

• Рассматривание и описание картин художников – пейзажистов;

Дидактические игры и речевые задачи;

• Чтение, пересказ и заучивание литературного материала;

• Продуктивная деятельность (рисование, составление композиций из природного материала).

Для наибольшей интенсивности формирования смысловой стороны слова детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы словарная работа взаимодействовала с другими сторонами речевого развития. Понимание значения слова дошкольниками происходит лучше при взаимодействии пейзажной живописи с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, наблюдениями за природой, речевыми логическими задачами. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве со специалистами. Использование интегрированного подхода в образовательной деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности и любознательности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, коммуникативных способностей. Воспитатель изобразительной деятельности подбирает материал пейзажной живописи, предметы для любования, видоизменяет пространство группы, дает рекомендации по организации среды и ее поддерживанию.

На основании проведенной работы может быть сделан вывод о ее положительном влиянии на развитие ребенка. Уровень смыслового значения слов и правильное употребление их в речи старшими дошкольниками значительно повысился:

- дети более грамотно и красиво выражают свои мысли;

- высказывания их стали связными и более полными по объему;

- используют метафоры, эпитеты, подбирают синонимы и антонимы.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2021 в 09:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Боброва Елена (УИ 2672165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД