Боброва Елена
Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Боброва Елена Владимировна
МАДОУ ЦРР – д/с «Лира»,
Познавательная активность детей является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.
Публикация «Формирование смысловой стороны слова как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Из исследований в психолого-педагогической литературе отмечается, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребенка и его развития в целом (Т. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, М. Е. Богоявленская, А. В. Запорожец). Известно, что познание – это процесс открытия ребенком скрытых связей и отношений между предметами и объектами действительности.
Познавательная активность не является генотипичной, а формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда является условием, от которой зависит, перейдет ли потенциальная возможность в реальную действительность. Произвольность познавательной сферы складывается к 5-6 годам. Большое значение в ее развитии имеет речь. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Усвоение основ языка начинается с дошкольного возраста. При этом словарная работа занимает ведущее место в системе задач по развитию речи. О значении работы над смысловой стороной слова для речевого и умственного развития детей отмечали многие исследователи (К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский, А. М. Леушина, А. П. Усова и др.). На необходимость работы над развитием понимания значений слов, их правильного употребления указывали Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьева, Л. А. Пеньевская, M.М. Конина и др.
Важное значение в своей работе отводим формированию у детей понимания смысловой стороны слова, умения задумываться над значением слова, сознательно подбирать подходящие лексические средства, расширять активный словарь. В качестве средств формирования смысловой стороны слова выступают художественная литература, музыка, изобразительная деятельность и даже игрушка. Разные виды искусств являются не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний, ничем не заменимых впечатлений.
Мы остановили свой выбор на пейзажной живописи, что обусловлено ее огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины демонстрируют детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях : ледоход, сенокос и т. д.
В процессе работы было отмечено, что восприятие пейзажных картин детьми проходит в два этапа.
На 1-м этапе они лишь перечисляют предметы, изображенные на картине, дают очень краткую характеристику.
На 2-м этапе дети начинают более полно, точно и образно характеризовать изображенное, используя для этого различные речевые изобразительные средства.
Для выявления уровня понимания смысловой стороны слова детьми старшего дошкольного возраста использовались методики О. С. Ушаковой.
По результатам диагностики был сделан вывод о том, что уровень умения подбирать описательные прилагательные и сравнения у детей старшего возраста достаточно низкий, и необходимо усиление речевой словарной работы. В связи с этим была спланирована дальнейшая работа. По формированию понятия смысловой стороны слова используются следующие виды деятельности:
• Наблюдения за явлениями природы в разное время года;
• Беседы о временах года и характерных явлениях;
• Занятия по речевому развитию;
• Рассматривание и описание картин художников – пейзажистов;
• Дидактические игры и речевые задачи;
• Чтение, пересказ и заучивание литературного материала;
• Продуктивная деятельность (рисование, составление композиций из природного материала).
Для наибольшей интенсивности формирования смысловой стороны слова детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы словарная работа взаимодействовала с другими сторонами речевого развития. Понимание значения слова дошкольниками происходит лучше при взаимодействии пейзажной живописи с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, наблюдениями за природой, речевыми логическими задачами. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве со специалистами. Использование интегрированного подхода в образовательной деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности и любознательности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, коммуникативных способностей. Воспитатель изобразительной деятельности подбирает материал пейзажной живописи, предметы для любования, видоизменяет пространство группы, дает рекомендации по организации среды и ее поддерживанию.
На основании проведенной работы может быть сделан вывод о ее положительном влиянии на развитие ребенка. Уровень смыслового значения слов и правильное употребление их в речи старшими дошкольниками значительно повысился:
- дети более грамотно и красиво выражают свои мысли;
- высказывания их стали связными и более полными по объему;
- используют метафоры, эпитеты, подбирают синонимы и антонимы.