Ирина Зыкова
Формирование словаря у старших дошкольников с ОНР в процессе коллекционирования
▼ Скачать + Заказать документы
Трудности в развитии словаря у дошкольников исследовали многие педагоги и психологи. Работе со «Словом» - начальной единицей языка, отводится одно из основополагающих мест во всей схеме работы по коммуникативному развитию.
У детей с ОНР отмечается нарушение формирования всех элементов речеязыковой системы, поэтому, у них наблюдается и ограниченность развития словаря как основы для речи. В связи с этим для оптимального построения коррекционно-педагогической работы и результативной подготовки к школьному обучению детей с ОНР считается актуальным обозначение особенностей словаря у детей и поиск действенных алгоритмов обучения с учётом данных особенностей. Тонкости становления словаря у детей с ОНР отражены в трудах Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. В. Серебряковой, С. Н. Шаховской и др. [1].
Публикация «Формирование словаря у старших дошкольников с ОНР в процессе коллекционирования» размещена в разделах
Особенности коллекционирования у дошколят изучали М. В. Афанасьева, Е. Ф. Купецкова, Н. Рыжова, и др. По их мнению, в процессе коллекционирования реализуется процесс накопления знаний, расширяется словарный запас детей, особенно предикативного. Коллекционирование помогает преодолевать трудности актуализации словаря в экспрессивной речи; содействует интенсивному употреблению в речи слов обобщающего значения, антонимов, синонимов.
В. И. Логинова выделила три направления формирования словаря детей старшего дошкольного возраста :
- увеличение словаря на базе ознакомления с постепенно возрастающим кругом предметов и явлений;
- осмысление слов на базе углубления познаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- внедрение слов, подразумевающих простые понятия на базе различения и обобщения обьектов по значимым признакам [2].
Л. Ф. Спирова подчёркивает, что словарь дошкольников необходимо углублять за счёт называний объектов, действий, признаков и свойств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и напрямую интерпретированы детьми. В Толковом словаре «Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, которые представляют научный, художественный, литературный интерес».
Собирая коллекцию, дошкольник занимается познавательно-исследовательской деятельностью, то есть у него возникает стремление побольше выяснить о предметах собственной коллекции, там самым совершенствуется словарь. Таким способом дошкольник тренирует память, внимание, собранность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. Демонстрируя собственную коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу.
Внедрение технологии коллекционирования расширяет возможности педагога в организации занимательной и поучительной деятельности с детьми с целью формирования словаря. Содержание коллекционирования соотносится с познавательными интересами ребенка.
Рассматривая с детьми тему «Одежда» дети заинтересовались пуговицами. В связи с этим нами была организована коллекция «Пуговички». Дети принесли из дома самые разнообразные пуговицы.
Вышеуказанную коллекцию мы задействовали в игровой деятельности. Так, мы проводили дидактические игры, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Какая?» с коллекцией «Пуговички». Цель игры – насыщать речь детей с ОНР именами прилагательными.
Например, я спрашивала у детей пуговица какая? Ответы детей: большая, маленькая, металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Также, нами были проведены следующие дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.
Еще одна коллективная коллекция начала собираться, после того как на участке нами был найден камушек идеальной формы. После этого во время прогулок мы искали камни интересной формы, цвета.
Во время сбора коллекции мы обсуждали с детьми на что похож камень, где он был найден. Таким образом, дети учились составлять описательный рассказ, обогащая свой словарный запас новыми словами.
Литература
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
2. Логинова В. И. Формирование словаря у старших дошкольников. - СПб. : Питер, 2002. - 367 с.