Кивиоглова Ольга Викторовна
Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель Кивиоглова Ольга Викторовна
Актуальность проблемы
Важное значение в продуктивной деятельности ребенка принадлежит речи : именно через речь, используемую сначала в диалоге со сверстниками, а потом и для управления собственным поведением, ребенок приобретает первый опыт саморегуляции своих действий.
Публикация «Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Несмотря на большое количество психологических и педагогических работ, посвященных изучению речи, речевой деятельности, тем не менее, остается неясным определение причин, задерживающих или ускоряющих речевое развитие ребенка, до сих пор нет определенности в вопросе, связанном с моментом возникновения речи, с темпом ее овладения, с факторами, определяющими ее развитие.
Педагоги и психологи
Различные аспекты речевого развития рассматривались отечественными и зарубежными исследователями: развитие словаря (Д. Б. Эльконин, А. В. Захарова, развитие грамматики (А. А. Леонтьев, Н. И. Лепская, Ф. А. Сохин, Р. Браун, Ж. Лендел и др., развитие синтаксиса и семантики (П. Гринфилд, Э. Бейтс, Д. Брунер).
В работах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других уделялось большое внимание изучению роли речи и общения в развитии личности ребенка. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.
Цель, объект, предмет
Цель исследования: предложить методы, направленные на формирование синтаксической стороны речи.
Объект – синтаксическая сторона речи.
Предмет – формирование синтаксической стороны детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза, задачи
Гипотеза: систематические и комплексные занятия способствуют развитию синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть научные основы исследования;
2. Выявить актуальный уровень синтаксических умений детей младшего дошкольного возраста;
3. Предложить и апробировать содержание опытно-экспериментальной работы по формированию синтаксической стороны речи.
Методы, практическая значимость
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.
2. Проведение педагогического эксперимента.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования углубленных и расширенных теоретических знаний, результатов анализа научной литературы в дальнейшей профессиональной деятельности.
База исследования
Базой исследования послужил МКОУ «СОШ
ст. Екатериноградской»СПДО №1
___
в опытно-экспериментальной работе участвовали 30 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Вопросы теоретической части
Глава 1. Теоретические основы формирования синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
1.1. Речь как явление и основные теории развития речи
1.2 Развитие синтаксической составляющей речи в онтогенезе
1.3 Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
Понятие речи
Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Функции речи
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
Игра
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
В каждой игре свои игровые условия
- участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема;
- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.
Роль игры
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Проведение исследования
Достижение поставленной цели исследования стало возможным посредством решения следующих задач:
1. Формирование выборки и подбор методик;
2. Проведение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов;
Формулировка основных выводов по результатам исследования.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была младшая группа (3-4 года) МКОУ «СОШ
ст. Екатериноградской»СПДО №1
Исходя из целей, задач и гипотезы исследования был выбран методический инструментарий для установления актуального уровня развития синтаксической составляющей речи
Методика «Словарная мобильность»
Методика «Словарная мобильность» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. На основе изученной литературы была подобрана диагностическая методика для исследования развития речи младшего дошкольного возраста.
Сводные результаты, констатирующий эксперимент, %
Вывод
Исследование словарной мобильности в экспериментальной группе показало: общий словарный запас у детей в группе на среднем уровне – 63,3%, скорость придумывания слов у большинства детей – 37% - на высоком уровне. Окончание слов правильно называют 50% детей – средний уровень. Образование предложений с заданными словами на высоком уровне у 60% детей и на низком у 40% детей. С подбором рифмы дети справились хуже – 53% низкий уровень, и на высоком уровне – у 47% детей. Образование слов (субтесты Д и Е) у большинства детей 43,3% и 47% на среднем уровне. Исследование звукового анализа слова (субтест З) показало средний уровень у детей – 76,6%. В результате очень низкий уровень у детей экспериментальной группы по субтестам Б – окончание слов – 37%, по общему словарному запасу – субтест Ж – 23,3% и субтестЗ – звуковой анализ слова – 16,6%.
Формирующий этап
На данном этапе были подготовлены, организованы и проведены занятия для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
На занятиях были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, а также игры, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.
Были поставлены следующие цели: развитие связной речи, формирование звуковой стороны речи, закрепление умений, развитие фонематического восприятия, грамматического строя.
Задачи исследования
Цели решались за счет постановки и решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Сводные результаты, контрольный эксперимент, %
Вывод
Результаты показали по субтестам «Окончание слов» и «Особенности звукового анализа слова» средние значения у 63,3% и 66,6% детей. Общий запас слов и скорость придумывания слов на высоком уровне у большинства детей – 56,6% и 50%. Образование предложений с заданными словами и подбор рифмы также на высоком уровне у 70% и 66,6% детей, что свидетельствует об акценте на эстетическое воспитание в семьях контрольной группы. Большинство детей быстро и легко образовывают слова – 50% и 60% детей, при этом часто творчески подходят к выполнению заданий.
Заключение
В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.
Заключение
Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).