МААМ-картинки

Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Кивиоглова Ольга Викторовна
Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Выполнила воспитатель Кивиоглова Ольга Викторовна

Актуальность проблемы

Важное значение в продуктивной деятельности ребенка принадлежит речи : именно через речь, используемую сначала в диалоге со сверстниками, а потом и для управления собственным поведением, ребенок приобретает первый опыт саморегуляции своих действий.

Темочки:

Несмотря на большое количество психологических и педагогических работ, посвященных изучению речи, речевой деятельности, тем не менее, остается неясным определение причин, задерживающих или ускоряющих речевое развитие ребенка, до сих пор нет определенности в вопросе, связанном с моментом возникновения речи, с темпом ее овладения, с факторами, определяющими ее развитие.

Педагоги и психологи

Различные аспекты речевого развития рассматривались отечественными и зарубежными исследователями: развитие словаря (Д. Б. Эльконин, А. В. Захарова, развитие грамматики (А. А. Леонтьев, Н. И. Лепская, Ф. А. Сохин, Р. Браун, Ж. Лендел и др., развитие синтаксиса и семантики (П. Гринфилд, Э. Бейтс, Д. Брунер).

В работах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других уделялось большое внимание изучению роли речи и общения в развитии личности ребенка. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.

Цель, объект, предмет

Цель исследования: предложить методы, направленные на формирование синтаксической стороны речи.

Объект – синтаксическая сторона речи.

Предмет – формирование синтаксической стороны детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза, задачи

Гипотеза: систематические и комплексные занятия способствуют развитию синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть научные основы исследования;

2. Выявить актуальный уровень синтаксических умений детей младшего дошкольного возраста;

3. Предложить и апробировать содержание опытно-экспериментальной работы по формированию синтаксической стороны речи.

Методы, практическая значимость

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.

2. Проведение педагогического эксперимента.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования углубленных и расширенных теоретических знаний, результатов анализа научной литературы в дальнейшей профессиональной деятельности.

База исследования

Базой исследования послужил МКОУ «СОШ

ст. Екатериноградской»СПДО №1

___

в опытно-экспериментальной работе участвовали 30 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Вопросы теоретической части

Глава 1. Теоретические основы формирования синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

1.1. Речь как явление и основные теории развития речи

1.2 Развитие синтаксической составляющей речи в онтогенезе

1.3 Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста

Понятие речи

Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Игра

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

В каждой игре свои игровые условия

- участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.

Роль игры

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Проведение исследования

Достижение поставленной цели исследования стало возможным посредством решения следующих задач:

1. Формирование выборки и подбор методик;

2. Проведение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов;

Формулировка основных выводов по результатам исследования.

Для проведения опытно-экспериментальной работы была младшая группа (3-4 года) МКОУ «СОШ

ст. Екатериноградской»СПДО №1

Исходя из целей, задач и гипотезы исследования был выбран методический инструментарий для установления актуального уровня развития синтаксической составляющей речи

Методика «Словарная мобильность»

Методика «Словарная мобильность» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. На основе изученной литературы была подобрана диагностическая методика для исследования развития речи младшего дошкольного возраста.

Сводные результаты, констатирующий эксперимент, %

Вывод

Исследование словарной мобильности в экспериментальной группе показало: общий словарный запас у детей в группе на среднем уровне – 63,3%, скорость придумывания слов у большинства детей – 37% - на высоком уровне. Окончание слов правильно называют 50% детей – средний уровень. Образование предложений с заданными словами на высоком уровне у 60% детей и на низком у 40% детей. С подбором рифмы дети справились хуже – 53% низкий уровень, и на высоком уровне – у 47% детей. Образование слов (субтесты Д и Е) у большинства детей 43,3% и 47% на среднем уровне. Исследование звукового анализа слова (субтест З) показало средний уровень у детей – 76,6%. В результате очень низкий уровень у детей экспериментальной группы по субтестам Б – окончание слов – 37%, по общему словарному запасу – субтест Ж – 23,3% и субтестЗ – звуковой анализ слова – 16,6%.

Формирующий этап

На данном этапе были подготовлены, организованы и проведены занятия для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

На занятиях были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, а также игры, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.

Были поставлены следующие цели: развитие связной речи, формирование звуковой стороны речи, закрепление умений, развитие фонематического восприятия, грамматического строя.

Задачи исследования

Цели решались за счет постановки и решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Сводные результаты, контрольный эксперимент, %

Вывод

Результаты показали по субтестам «Окончание слов» и «Особенности звукового анализа слова» средние значения у 63,3% и 66,6% детей. Общий запас слов и скорость придумывания слов на высоком уровне у большинства детей – 56,6% и 50%. Образование предложений с заданными словами и подбор рифмы также на высоком уровне у 70% и 66,6% детей, что свидетельствует об акценте на эстетическое воспитание в семьях контрольной группы. Большинство детей быстро и легко образовывают слова – 50% и 60% детей, при этом часто творчески подходят к выполнению заданий.

Заключение

В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.

Заключение

Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» Елена Жаровских. Дидактическое пособие " Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста". Данное дидактическое пособие будет.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 22:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование синтаксической стороны речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кивиоглова Ольга Викторовна (УИ 155268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД