Валентина Ивановна
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
В своей деятельности я акцентирую внимание на сенсорном развитии детей, и сегодня мне хочется поделиться этой темой с вами. Сенсорное развитие — это важнейший аспект жизни малыша. Подобно тому, как губка поглощает воду, так и ребёнок через взаимодействие с нами, взрослыми, познаёт окружающий мир.
Чем более насыщенным и разнообразным мы представим окружающий мир ребёнку, тем более ярким и насыщенным станет его восприятие реальности. Я убеждён, что одной из ключевых задач в моей работе является формирование предметно-развивающей среды. В сенсорном уголке ребята имеют возможность поиграть в такие игры, как:
Темочки:
- Дидактические игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На мой взгляд, в нашем детском саду в группах раннего возраста сенсорное развитие имеет особое значение, поскольку именно на этом фундаменте в дальнейшем будут формироваться ключевые аспекты личности ребенка, такие как: мышление, память, восприятие и речь.
Маленький ребенок осваивает умение обнаруживать отличия между предметами, анализируя их характеристики. Для детей дошкольного возраста формулируется задача по выявлению конкретных признаков объектов, задавая определенные критерии, с помощью которых они осуществляют сравнение и сопоставление.
Стандарты — это сенсорные эталоны, то есть традиционные критерии характеристики предметов.
Чтобы обучить детей семи основным цветам и их оттенкам, мы применяем различные яркие предметы, специально разработанные для подобных игр, таких как:
«Цветные пуговицы разложи по цвету», «Цветные шнуровки», «Сортировки», «Радуга прищепок», «Разноцветные корзинки», «Цветной коврик»);
Формирование у ребенка умения распознавать геометрические фигуры не ограничивается только проведением занятий. Эти навыки можно развивать и в повседневной жизни. Например, мы можем предложить детям находить и обозначать геометрические формы объектов на улице, вместе заниматься лепкой и рисованием фигур различных геометрических форм, а также конструировать различные модели. Кроме того, полезно использовать специальные игрушки, предназначенные для дидактических игр, такие как:
деревянные геометрические фигурки, сборно-разборные игрушки геометрических форм, игрушки-вкладыши и бизи-борды).
Определять размеры у детей дошкольного возраста значительно проще, чем различать геометрические формы. С раннего детства они способны различать предметы по размеру, понимая, что некоторые из них больше, а другие — меньше. Позже они осознают, что объекты могут иметь не только большие и маленькие размеры, но также быть средними или одинаковыми по величине. Для этой цели мы используем яркие стаканчики-пирамидки и разнообразные игры: «Кто выше?», «Большой-маленький», «Найди свой домик», «Найди предмет такой же формы».
Обсуждая количество, мы обучаем детей тому, что предметов может быть больше, меньше или они могут находиться в равном количестве. Ребенок должен уметь определять числа в пределах двух и одного, а также распознавать, где их больше или меньше. Освоение этих навыков окажет значительное влияние на их способность справляться с математическими задачами в школьной программе. В процессе изучения количеств мы включаем такие игры, как: - «Один-много», «Где больше?», «Собираем урожай», «Весёлые матрёшки» и другие.
Формирование сенсорных ощущений у малыша способствует его способности изучать объекты, используя осязание для анализа и сравнения. Эта форма познания способствует активному развитию тонкой моторики пальцев, а также творческого мышления и воображения. В данном контексте мы применяем следующие виды игр: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» «Тактильные дощечки», «Коробочка ощущений», «Тактильные дорожки», лепка из глины, пластилина, теста.
Развитие сенсорного обучения у детей играет ключевую роль в облегчении их социальной адаптации, особенно когда необходимо находить способы решения конфликтных ситуаций и адекватно реагировать на происходящее. Упражнения, направленные на сенсорное развитие малышей, способствуют их более точному восприятию окружающего мира и интеграции ощущений. Сенсорная практика приносит множество преимуществ и выполняет ряд важных задач: она помогает детям развивать наблюдательность, улучшает их коммуникативные навыки и способствует формированию эмоционального интеллекта. Развивая сенсорные способности, дети учатся не только понимать свои чувства, но и учитывать эмоции других, что является основой для успешной социализации. Каждый этап сенсорного развития становится основанием для дальнейшего обучения и формирования социальных навыков, необходимых в повседневной жизни. Таким образом, правильное сенсорное воспитание играет важную роль в общей гармонии развития ребенка в раннем возрасте и выполняет следующие задачи:
- способствует развитию интеллекта;(это разного рода конструкторы «Лего»;
- помогает развивать усидчивость и внимание; («Путаница», «Найди пару», «Что изменилось в комнате?»);
- позволяет развивать все типы памяти; («Чем отличаются?», «За покупками»);
- способствует формированию эстетической личности; («Рисование на песке» с использованием светового стола, «Театр на столе», игра «Яркие следы») .
Кроме того, мы акцентируем внимание на взаимодействии с родителями. В связи с этим, мы предоставляем им советы по сенсорному развитию детей в домашних условиях. Рекомендуем использовать разнообразные игры с крупами, кулинарные принадлежности, занятия с тестом и игрушки для воды. Также подчеркиваем важность совместного участия в приготовлении еды и уборке.
Представление о младенчестве как о бесполезном периоде, когда ребёнок лишь растёт и играет, давно устарело. Как российские, так и зарубежные исследователи пришли к общему мнению: именно в это время закладываются основы будущей личности, а также формируются условия для физического, морального и умственного развития ребёнка.
Психологи XX века подтвердили, что сенсорное развитие является основой интеллектуального роста. В процессе сенсорного обучения ребенок осваивает восприятие окружающего мира, обращая внимание на внешние характеристики предметов. Он изучает объекты через зрение и осязание.
Яркая фантазия и хорошо развитые умственные способности ребенка послужат прочным фундаментом для его формирования как целостной, сбалансированной и всесторонне развитой личности.