Папки-передвижки

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений

Валентина Ивановна
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

В своей деятельности я акцентирую внимание на сенсорном развитии детей, и сегодня мне хочется поделиться этой темой с вами. Сенсорное развитие — это важнейший аспект жизни малыша. Подобно тому, как губка поглощает воду, так и ребёнок через взаимодействие с нами, взрослыми, познаёт окружающий мир.

Чем более насыщенным и разнообразным мы представим окружающий мир ребёнку, тем более ярким и насыщенным станет его восприятие реальности. Я убеждён, что одной из ключевых задач в моей работе является формирование предметно-развивающей среды. В сенсорном уголке ребята имеют возможность поиграть в такие игры, как:

Темочки:

На мой взгляд, в нашем детском саду в группах раннего возраста сенсорное развитие имеет особое значение, поскольку именно на этом фундаменте в дальнейшем будут формироваться ключевые аспекты личности ребенка, такие как: мышление, память, восприятие и речь.

Маленький ребенок осваивает умение обнаруживать отличия между предметами, анализируя их характеристики. Для детей дошкольного возраста формулируется задача по выявлению конкретных признаков объектов, задавая определенные критерии, с помощью которых они осуществляют сравнение и сопоставление.

Стандарты — это сенсорные эталоны, то есть традиционные критерии характеристики предметов.

Чтобы обучить детей семи основным цветам и их оттенкам, мы применяем различные яркие предметы, специально разработанные для подобных игр, таких как:

«Цветные пуговицы разложи по цвету», «Цветные шнуровки», «Сортировки», «Радуга прищепок», «Разноцветные корзинки», «Цветной коврик»);

Формирование у ребенка умения распознавать геометрические фигуры не ограничивается только проведением занятий. Эти навыки можно развивать и в повседневной жизни. Например, мы можем предложить детям находить и обозначать геометрические формы объектов на улице, вместе заниматься лепкой и рисованием фигур различных геометрических форм, а также конструировать различные модели. Кроме того, полезно использовать специальные игрушки, предназначенные для дидактических игр, такие как:

деревянные геометрические фигурки, сборно-разборные игрушки геометрических форм, игрушки-вкладыши и бизи-борды).

Определять размеры у детей дошкольного возраста значительно проще, чем различать геометрические формы. С раннего детства они способны различать предметы по размеру, понимая, что некоторые из них больше, а другие — меньше. Позже они осознают, что объекты могут иметь не только большие и маленькие размеры, но также быть средними или одинаковыми по величине. Для этой цели мы используем яркие стаканчики-пирамидки и разнообразные игры: «Кто выше?», «Большой-маленький», «Найди свой домик», «Найди предмет такой же формы».

Обсуждая количество, мы обучаем детей тому, что предметов может быть больше, меньше или они могут находиться в равном количестве. Ребенок должен уметь определять числа в пределах двух и одного, а также распознавать, где их больше или меньше. Освоение этих навыков окажет значительное влияние на их способность справляться с математическими задачами в школьной программе. В процессе изучения количеств мы включаем такие игры, как: - «Один-много», «Где больше?», «Собираем урожай», «Весёлые матрёшки» и другие.

Формирование сенсорных ощущений у малыша способствует его способности изучать объекты, используя осязание для анализа и сравнения. Эта форма познания способствует активному развитию тонкой моторики пальцев, а также творческого мышления и воображения. В данном контексте мы применяем следующие виды игр: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» «Тактильные дощечки», «Коробочка ощущений», «Тактильные дорожки», лепка из глины, пластилина, теста.

Развитие сенсорного обучения у детей играет ключевую роль в облегчении их социальной адаптации, особенно когда необходимо находить способы решения конфликтных ситуаций и адекватно реагировать на происходящее. Упражнения, направленные на сенсорное развитие малышей, способствуют их более точному восприятию окружающего мира и интеграции ощущений. Сенсорная практика приносит множество преимуществ и выполняет ряд важных задач: она помогает детям развивать наблюдательность, улучшает их коммуникативные навыки и способствует формированию эмоционального интеллекта. Развивая сенсорные способности, дети учатся не только понимать свои чувства, но и учитывать эмоции других, что является основой для успешной социализации. Каждый этап сенсорного развития становится основанием для дальнейшего обучения и формирования социальных навыков, необходимых в повседневной жизни. Таким образом, правильное сенсорное воспитание играет важную роль в общей гармонии развития ребенка в раннем возрасте и выполняет следующие задачи:

- способствует развитию интеллекта;(это разного рода конструкторы «Лего»;

- помогает развивать усидчивость и внимание; («Путаница», «Найди пару», «Что изменилось в комнате?»);

- позволяет развивать все типы памяти; («Чем отличаются?», «За покупками»);

- способствует формированию эстетической личности; («Рисование на песке» с использованием светового стола, «Театр на столе», игра «Яркие следы») .

Кроме того, мы акцентируем внимание на взаимодействии с родителями. В связи с этим, мы предоставляем им советы по сенсорному развитию детей в домашних условиях. Рекомендуем использовать разнообразные игры с крупами, кулинарные принадлежности, занятия с тестом и игрушки для воды. Также подчеркиваем важность совместного участия в приготовлении еды и уборке.

Представление о младенчестве как о бесполезном периоде, когда ребёнок лишь растёт и играет, давно устарело. Как российские, так и зарубежные исследователи пришли к общему мнению: именно в это время закладываются основы будущей личности, а также формируются условия для физического, морального и умственного развития ребёнка.

Психологи XX века подтвердили, что сенсорное развитие является основой интеллектуального роста. В процессе сенсорного обучения ребенок осваивает восприятие окружающего мира, обращая внимание на внешние характеристики предметов. Он изучает объекты через зрение и осязание.

Яркая фантазия и хорошо развитые умственные способности ребенка послужат прочным фундаментом для его формирования как целостной, сбалансированной и всесторонне развитой личности.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна (УИ 2452513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД