людмила малина
Формирование сенсорных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт, чему в значительной мере способствует сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия.
В каждом возрасте сенсорное воспитание имеет свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Публикация «Формирование сенсорных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
На первом году жизни – сенсорное воспитание – основной вид воспитания. Обеспечивает приток новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего и психического развития ребенка.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Детей знакомят с двумя разновидностями величины: большая и маленькая. С шестью хроматическими цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего. Ахроматическими цветами: белый и черный. С формами : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник овал.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления из названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. При ориентировки слова – названия форм дети легче усваивают опедмеченные их обозначения: предмет круглой формы называется мячиком, прямоугольной - кирпичиком, квадратной – кубиком, треугольной - крышей. При ознакомлении с цветом, полезнее использовать прием опредмечивания с цвета: зеленый – цвет елочки, красный – ягодки, синий – тучка, желтый – солнышко.
Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от детей. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», «разные».
Исключение составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения, она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким.
При обучении детей предметным действиям можно использовать следующие приемы:
Подражание – ребенок подражая взрослому, выполняет действия с предметами.
Пассивные движения – когда взрослый кладет свою руку на руку ребенку и помогает выполнить какое либо действие.
Демонстрация образца – взрослый выполняет действие с предметом, а затем просит ребенка произвести такое же действие.
Словесная инструкция – ребенок выполняет действие по словесной инструкции взрослого.
В раннем возрасте основной вид воспитания - сенсорное воспитание. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающим мире. Но и для нормального физического и психического развития детей. Действуя с предметами различными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам дети накапливают сенсорный чувственный опыт, что способствует развитию речи. Органов зрения, слуха, осязания.
Каждая дидактическая игрушка и материал имеет свое функциональное назначение, так для ручной умелости, целенаправленных действий детям предлагаю: матрешки, пирамидки, башенки вкладыши, игры с втулкой. Необходимо учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учить понимать некоторые названия действий «открой», «закрой», «сними»,
«одень», «покачай».
Для совершенствования мелкой моторики пальцев рук, координации движений предлагается детям: конструкторы, мозаики предметы для нанизывания на шнурок, расстёгивать и застегивать пуговки, кнопки, крючки, формировать навык «вышивания».
Для развития мелкой моторики пальцев следующие упражнения:
Сжимаем и разжимаем кулачки,
Катание пальцами шарик,
Запускаем пальцами мелкие волчки, (крупная мозаика хорошо крутится).
Разминаем пальцами пластилин,
Перекладываем крупные пуговицы, выкладываем их в ряд,
Барабаним всеми пальцами по столу
Хлопаем в ладоши.
Для ознакомления детей с величиной предметов использую дидактическую игру «Складывания двухместной матрешки». Фиксирую внимание детей на величине матрешек: маленькая неразъёмная прячется в ладошке, большую в ладошке не спрячешь.
Для ознакомления детей с формой предлагаю детям вкладыши, которые необходимо разместить в соответствующие отверстия. При выполнении действия с предметами обращаю внимание на величину и форму отверстий.
Для ознакомления с цветом ряд дидактических игр, формируя у детей простейшие навыки установления тождества или различия цвета предметов. Это игры: «Разноцветные коврики», «Воздушные шарики», «Подбери по цвету» и другие.
В процессе действия с дидактическими игрушками и материалом развивается координация движений, мелкая моторика пальцев рук, зрительный контроль, формируется ручная умелость. Развивается умственное развитие детей, воспитывается настойчивость, сосредоточенность, развиваются процессы памяти: запоминание. Узнавание, воспроизведение, развивается внимание. Развивается ориентировка в свойствах предметов, обогащается чувственный опыт. Обогащается словарь, развивается активная речь, познавательная активность, эмоциональная сфера, эстетическое воспитание. У детей формируются наряду с наглядно - действенным мышлением элементы наглядно – образного мышления.