Приложение МААМ

Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения 

Лариса Владыкина
Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения 
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость развития личности ребенка: общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Объект изучения - самосознание детей дошкольного возраста

Публикация «Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения » размещена в разделах

Предмет изучения – межличностные отношения, как фактор развития самосознания («Я-концепции») ребенка

Цель – исследовать формирование положительной «Я-концепции» у детей дошкольного возраста через организацию межличностного общения.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Я-концепции» и самосознания в психологической науке и практике.

2. Изучить особенности межличностных отношений и «Я-концепций» детей дошкольного возраст.

3. Определить методы и средства формирования положительной «Я-концепции» у детей дошкольного возраста.

4. Провести диагностику особенностей «Я-концепции» и диагностику межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста.

5. Спланировать систему работы, направленную на формирование положительной «Я-концепции» в процессе организации межличностного общения дошкольников и частично реализовать некоторые элементы системы

Самосознание (Я-концепция) - это сознание, направленное на самого себя, которое отражает мысли, чувства, самооценку своей личности.

Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входят:

- осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных,

самооценка, субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Проблеме изучения «Я-концепции» было уделено немало внимания в работах

отечественных и зарубежных психологов:

Абульхановой К. А., Ананьева Б. Г., Арсентьева А. С., Бёрнс Р., Бодалева А. А., Иващенко А. В., Конон И. С., Левина К., Маслоу А., Роджерса К., Рубинштейна С. А.

Славской А. Н.

Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

Самооценка - аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Программы обучения и воспитания дошкольников с позиции формирования самосознания:

«От рождения до школы» Вераксы Н. Е., Т. С. Комарова, М. А Васильева

Программа Е. Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»

Программа С. А. Козловой «Я – человек»

Программа Е. Н. Лебеденко по Развитию самосознания и индивидуальности «Какой Я?»

Методы диагностики межличностных отношений

Социометрический эксперимент «Секрет» (Т. А. Репина)

Эксперимент «У кого больше?» (Я. Л. Коломенский)

Социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л. Кантат)

Методика «Краски в подарок на день рождения»(Е. А. Панько и М. Кашляк)

Наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора

Экспериментальная ситуация «Подарок сверстнику»

Метод ракеты (Ф. Мерен)

Методы диагностики «Я-концепции»

Методика изучения уровня сформированности образа «Я» и самооценки

(А. Б. Венгер)

Диагностический тест «Лесенка» - С. Г. Якобсон, В. Г. Щур

Рисуночный тест «Цветик – семицветик» (С. Горячева)

Методика изучения детского самосознания и половозрастной идентификации» (Н. Л. Белопольская)

Изучение отношений к своему имени

Диагностика самоидентификации «Фотография» (О. В. Белановская)

Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки, овладения приёмами самопознания, саморегуляции, позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми, положительной «Я-концепции». Это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 3 ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения 6 1.1. Психолого – педагогические.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Формирование представлений о форме и цвете посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста Введение. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает.

Формирование представлений о форме и цвете посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста Формирование представлений о форме и цвете посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста. Воспитатель МКДОУ д/ с № 411 Данильченко.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование ЗКР посредством дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста Введение Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Пояснительная записка. Программа «От рождения до школы» рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на формирование культуры общения и дружеских.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения 
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 13:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения » (включая файлы) размещена пользователем Лариса Владыкина (УИ 510237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД