Лариса Владыкина
Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость развития личности ребенка: общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Объект изучения - самосознание детей дошкольного возраста
Публикация «Формирование самосознания у детей дошкольного возраста посредством организации межличностного общения » размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Предмет изучения – межличностные отношения, как фактор развития самосознания («Я-концепции») ребенка
Цель – исследовать формирование положительной «Я-концепции» у детей дошкольного возраста через организацию межличностного общения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Я-концепции» и самосознания в психологической науке и практике.
2. Изучить особенности межличностных отношений и «Я-концепций» детей дошкольного возраст.
3. Определить методы и средства формирования положительной «Я-концепции» у детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностику особенностей «Я-концепции» и диагностику межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста.
5. Спланировать систему работы, направленную на формирование положительной «Я-концепции» в процессе организации межличностного общения дошкольников и частично реализовать некоторые элементы системы
Самосознание (Я-концепция) - это сознание, направленное на самого себя, которое отражает мысли, чувства, самооценку своей личности.
Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входят:
- осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных,
самооценка, субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Проблеме изучения «Я-концепции» было уделено немало внимания в работах
отечественных и зарубежных психологов:
Абульхановой К. А., Ананьева Б. Г., Арсентьева А. С., Бёрнс Р., Бодалева А. А., Иващенко А. В., Конон И. С., Левина К., Маслоу А., Роджерса К., Рубинштейна С. А.
Славской А. Н.
Образ «Я» - представление индивида о самом себе.
Самооценка - аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Программы обучения и воспитания дошкольников с позиции формирования самосознания:
«От рождения до школы» Вераксы Н. Е., Т. С. Комарова, М. А Васильева
Программа Е. Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»
Программа С. А. Козловой «Я – человек»
Программа Е. Н. Лебеденко по Развитию самосознания и индивидуальности «Какой Я?»
Методы диагностики межличностных отношений
Социометрический эксперимент «Секрет» (Т. А. Репина)
Эксперимент «У кого больше?» (Я. Л. Коломенский)
Социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л. Кантат)
Методика «Краски в подарок на день рождения»(Е. А. Панько и М. Кашляк)
Наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора
Экспериментальная ситуация «Подарок сверстнику»
Метод ракеты (Ф. Мерен)
Методы диагностики «Я-концепции»
Методика изучения уровня сформированности образа «Я» и самооценки
(А. Б. Венгер)
Диагностический тест «Лесенка» - С. Г. Якобсон, В. Г. Щур
Рисуночный тест «Цветик – семицветик» (С. Горячева)
Методика изучения детского самосознания и половозрастной идентификации» (Н. Л. Белопольская)
Изучение отношений к своему имени
Диагностика самоидентификации «Фотография» (О. В. Белановская)
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки, овладения приёмами самопознания, саморегуляции, позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми, положительной «Я-концепции». Это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.