Юлия Кромм
Формирование самоконтроля при автоматизации звуков с использованием нейропсихологических приёмов и цветных камешков
▼ Скачать + Заказать документы
«НЕСКУЧНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ»
Формирование самоконтроля при автоматизации звуков с использованием нейропсихологических приёмов и цветных камешков.
Автор - составитель:
Кромм Ю. А., учитель-логопед
МБДОУ «ДСКВ №26 «Кристаллик», г. Юрга
У детей с недоразвитием речи одной из основных психических особенностей является недостаточный уровень развития регуляторных механизмов деятельности, начиная от произвольного внимания и запоминания до произвольной регуляции речевой активности, включая письменную речь и поведения в целом.
В группе компенсирующей направленности это ещё и актуально в свете автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи. Даже при достаточно развитом фонематическом восприятии, и навыками анализа и синтеза у детей нет самоконтроля над поставленными звуками - то есть, нет произвольной регуляции действий. Так же дети с ТНР демонстрируют слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи.
Для нескучной автоматизации звуков был разработан дидактический картинный материал, который позволяет в игровой форме произнести слова с автоматизируемым звуком несколько раз. Карточки с чёрно – белыми картинками 9 штук в поле три картинки на три, которые подобраны с автоматизируемым звуком в разных позициях (начало/середина/конец, со стечением согласных и на разную слоговую структуру.
Для игровой мотивации, сенсорного развития, внимания и памяти используются красивые камешки разной формы (кристаллы, сердечки, кукуруза, звёздочки, яблочки, ракушки, цветочки, кубики и т. д.).
Цвет камешков подобран для автоматизации звуков:
Л- белый, голубой, салатовый, жёлтый / золотой
Ль – малиновый, зелёный, фиолетовый
Р – розовый, оранжевый, красный, чёрный Рь – сиреневый, бирюзовый, коричневый
С – красный Сь – синий, сиреневый
З – «золотой», розовый, бирюзовый Зь – зелёный
Ч – черный, коричневый
Ж - жёлтый, оранжевый
Для развития произвольности функций нам в помощь многозадачность и мелкомоторные пальчиковые нейроигры с разным материалом. Это использование пальчиковых поз – нейроладошек, ритмичного круга, звоночков и клавесов.
А так же движение рук при манипуляции с камешками.
Это гомолатеральные (односторонние) движения, выполняющиеся одной рукой, сначала правой, затем левой попеременно; гетеролатеральные движения, выполняющиеся двумя руками одновременно; гомолатеральные и гетеролатеральные движения с пересечением средней линии тела;
Немного теории. Что такое пересечение средней линии? Это когда одна сторона тела пересекает центральную ось тела и выполняет задачу на другой стороне тела. Пересечь среднюю линию можно глазами, руками или ногами. Способность пересечения средней линии способствует укреплению нейронных связей, межполушарного взаимодействия. Когда ребенок пересекает среднюю линию, он задействует оба полушария мозга, способствуя координации между ними. Это имеет решающее значение для развития различных когнитивных функций, включая решение проблем, чтение, письмо и математические навыки.
При использовании такого дидактического материала решается несколько задач:
-расширение словарного запаса
-развитие навыка согласования прилагательного с существительным
-развитие навыка согласования числительного с существительным
-развитие предложно – падежных конструкций и связной речи
-развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки
-развитие мыслительных операций
-развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений
Итак, какие игры применяются.
Игра «Камешек определи – слог назови». Здесь задействована форма камешков для развития кинестетических ощущений. Для разной формы камешка определяется слог. Например: ракушка – слог РА, яблоко – слог ЛА. Ребёнок нащупывает камешек, а произнести должен слог соответствующий этой форме камешка. Для усложнения количество форм камешков увеличивается. Или другой вариант, когда камешки подбираются по цвету и форме для автоматизируемого звука, например камешек как жёлтый жёлудь (здесь и звук Л и Ж) Камешек чёрное сердечко – звуки Ч и Р. Перед ребёнком выкладывается образец, и он, нащупывая камешки называет форму и цвет и выкладывая их к другим камешкам согласует числительное с существительным, то есть считает один жёлтый жёлудь, два жёлтых жёлудя и т. д. Важное условие, что камешки достаются разными руками по очереди.
«Камешки собери – слоги назови» В игре определяется два цвета камешков и слоги к ним. Камешки раскладываются в цепочку не по порядку. Ребёнок должен собрать камешки кулачковым способом, попеременно, то левой то правой рукой, пересекая среднюю линию и называя соответствующий слог, при этом руки двигаются от середины к концу линии.
Игра «Запомни – повтори» - на внимание и память. Для разного цвета камешков определяется свой слог. Педагог выдвигает вперёд задуманный ряд по цвету камешков от 3 до 5 штук. Ребёнок должен их запомнить. Педагог закрывает камешки ширмочкой. Ребёнок должен выложить такой же ряд камешков и соответственно произнести нужные слоги.
Игра «Палец угадай, слог называй». Так же к камешкам определяют слоги с автоматизируемым или дифференцируемыми звуками. Две руки ладошками кладутся на стол раскрытыми пальцами. Одна рука закрывается ширмой так, чтоб ребёнок не видел пальцев. К пальцам другой руки кладутся камешки. Педагог дотрагивается до пальца закрытой руки, а ребёнок должен почувствовать до какого пальца дотронулись и идентичный палец поднять на другой руке и одновременно произнести слог или так же определяется картинка для камешка и ребёнок уже называет определённую картинку.
Усложняется игра нажиманием на два, три пальца по очереди и ребёнок должен в той же последовательности поднять идентичные пальца на другой руке и произнести слоги/слова, соответствующие цвету камешка Ещё усложняется, если под пальцами размещён аппликатор Кузнецова. Колючки с одно стороны усиливают ощущения, с другой отвлекают от определения нажатого пальца.
Игры с использованием карточек.
Игра «Закрой и назови» Задача закрыть камешками картинку и назвать слово. А далее ребёнок собирает камешки кулачковым способом (сколько камешков войдёт в руку) попеременно разными руками, то левой, то правой и снова называет картинки.
Далее камешки подбираются по цвету и автоматизируемому звуку. И тогда ребёнок, кладя камешек на картинку, как бы «закрашивает» рисунок, называя прилагательное с существительным, согласуя его в роде. Например автоматизация звука Ль - малиновый лист, зелёная линейка, фиолетовая коляска и тд.
А далее собирает камешки кулачковым способом попеременно разными руками и опять называет картинки.
Игра «Запомни – повтори, картинку назови»
Предлагаются две одинаковые карточки (три на три в поле) с одинаковыми рисунками. На одну карточку педагогом выкладываются камешки в разной пространственной ориентировке (от 3 до 5 камешков). Дети запоминают расположение камешков. Карточка с камешками закрывается. Дети выкладывают на своём поле с картинками камешки в нужном ориентире в пространстве.
Варианты расклада камешков:
-Одного цвета (не обращая внимания на форму)
-Одного цвета, но разной формы
-Разного цвета (не обращая внимания на форму)
-Разного цвета и разной формы
При проверки правильности выполнения задания задаются вопросы:
-Расскажи, что и какими камешками ты закрыл (Розовым камешком я закрыл ранец, красным камешком закрыл радугу… и т. д.)
-Расскажи, что у тебя под малиновым камешком, что под зелёным камешком? (У меня под зелёным камешком лист, а под малиновым камешком лимонад и т. д.)
Или просто дети называют картинки согласуя их по цвету камешка (золотая лодка, белый флаг, салатовый ландыш и т. д.)
Игра «Дубль» Ребёнку предлагаются две карточки с одинаковым расположением одинаковых картинок или с разным расположением одинаковых картинок в пространстве и два цвета камешков с автоматизируемым звуком. Задача найти одинаковые картинки и положить одновременно двумя руками камешки на одинаковые картинки и назвать их. На одну карточку кладутся камешки одного цвета, на другую – другого цвета.
-В одном варианте логопед называет картинку, а ребёнок должен быстро её найти, положить камешки и назвать, в другом варианте ребёнок сам находит, закрывает картинки и называет.
Затем собираем камешки попеременно руками в кулачки (сколько войдёт в руку) левой рукой с правой карточки, правой рукой с левой карточки (пересекая среднюю линию тела) и проговариваем словосочетания: белый ластик, голубой ластик, белая лодка, голубая лодка, белый ландыш, голубой ландыш и т. д.
Составление предложений с разными героями.
Если к картинкам добавлять какого - нибудь героя с автоматизируемым звуком, то получится составление предложений.
Камешки стоят по разные стороны так, чтоб ребёнок брал левой рукой с правой стороны камешки и наоборот, правой рукой с левой стороны.
Задача: Лёня лепил из зелёного пластилина, Лина из малинового. Разложить соответственно по цвету камешки и рассказать, что лепили Лёня и Лина. (Лёня вылепил из пластилина зелёного пеликана. -Лина вылепила малиновую коляску.)
Далее опять собрать камешки как в предыдущих вариантах кулачковым способом попеременно разными руками.
Согласование числительного с существительным и прилагательным в роде.
К карточкам добавляются: герой, два/три цвета камешков разной формы и полоска с цифрами от 1 до 10.
В данной игре ребёнок составляет предложение. Например - что купила Совунья. Ребёнок берёт два камешка одинакового цвета и формы двумя руками и раскладывает одновременно один камешек к цифрам, другой на картинку и составляет предложение. (Совунья купила одну синюю сумку, Совунья купила два сиреневых самоката и т. д.)
Работа с нейроладошками:
Игра «Покажи и назови». К двум или трём цветам камешков определяются слоги или картинка с автоматизируемым звуком и добавляется пальцевая поза для разной руки. Камешки таких же цветов выкладываются хаотично в цепочку. Ребёнок, на каждый камешек одновременно показывает позу рук и называет нужный слог или картинку.
Игра «Раскрась картинки»
К разного цвета камешкам кладут нейроладошки. Ребёнок работает одновременно двумя руками. Одной рукой кладёт камешки на карточку с картинками, второй выполняет соответствующую этому камешку пальцевую пробу и называет словосочетание «Малиновый лист, фиолетовый лимонад, малиновая улитка, фиолетовый салют» и т. д. Собирает камешки поочерёдно то левой то правой руками и опять называет словосочетания. Так же задание на дифференциацию звуков. Карточка подбирается для дифференциации звуков и соответствующий цвет камешков. Только здесь ребёнок должен определить какой звук в названии картинки и закрыть нужным камешком. Например звук Л – белый ландыш, звук Ль – малиновая улитка и т. д. А собирает камешки опять попеременно то левой то правой рукой. Левой собирает картинки со звуком Ль, правой – со звуком Л и проговаривает словосочетания.
Использование ритмического круга.
Игра «Рисунок»
Определяются слоги или картинки для определённого цвета камешков. Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на круге попеременно руками, то левой, то правой и называет слоги или картинки. Затем если это три слога/картинки, то сначала два слога собираются руками попеременно, затем один оставшийся двумя руками одновременно и соответственно произносятся слоги или картинки.
Так же используются одновременно и карточка с картинками на автоматизируемый звук или дифференцируемые звуки и ритмический круг и два цвета камешков. Где ребёнок одновременно выкладывает камешки одной рукой на круг, чередуя цвет камешков, другой - на картинку. И по принципу предыдущих заданий называет либо просто картинку, либо словосочетание по цвету камешка.
Ритмический круг и нейроладошки.
К карточкам подкладывают три нейроладошки - пальцевые пробы одной руки. Ребёнок одной рукой кладёт камешки на ритмический круг, другой показывает пальцевую пробу и называет картинки или словосочетания, смотря какой камешек он положил на круг. Далее меняется положение рук и камешки собираются и опять называется картинка или словосочетание.
Использование звоночков.
Игра «Позвони и назови» К двум звоночкам кладут два цвета камешков с автоматизируемым звуком и используется карточка. Ребёнок одновременно кладёт камешки на картинку одной рукой, другой рукой нажимает на нужный звонок и называет словосочетание в соответствии с определённым камешком. При дифференциации звуков, так же нужно определить нужный звук в названии картинки и положить нужный камешек и нажать на нужный звоночек. Затем камешки собираются опять попеременно разными руками и называет картинку или словосочетание.
Работа с нейроклавесами.
В класической нейроигре клавесы – это деревянные палочки уже закрашены разным цветом с разных сторон, получается четыре цвета. И к ним распечатываются готовые поля для игры. А я использую разноцветные резиночки в соответствии с цветом камешков. Резиночки надеваются на концы простой неразукрашеной клавесы. Например это белый, жёлтый с разных сторон– на одной клавесе для автоматизации звука Л, на другой – розовый и оранжевый, для звука Р. Так же для каждого камешка определён слог или и картинки. Камешки выложены перед ребёнком в линию, а цвет камешков меняется хаотично. И по принципу в предыдущих играх, ребёнок прикасается к камешку определённого цвета нужной стороной клавесы и называет соответствующую картинку или словосочетание по цвету.
Вот такие многозадачные приёмы я использую в своей работе. С такими нескучными приёмами детей не приходится заставлять заниматься, они сами бегут на занятие.