Юлия Куликова
Формирование самооценки и самоконтроля дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.
Публикация «Формирование самооценки и самоконтроля дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе.
Так сложилось, что на этапе подготовки детей к школе, и педагоги, и родители, основной упор делают на интеллектуальную и специальную готовность к школьному обучению и недостаточно уделяют внимания вопросам, связанным с волевой готовностью детей, в частности, с развитием их произвольного поведения.
Приоритетной целью современного дошкольного образования, вместо простой передачи знаний умений и навыков от воспитателя к обучающемуся, становится развитие способности дошкольника самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий.
На современном этапе обучения цель воспитателя научить дошкольника учиться, примерить и научить, правильно ими пользоваться для достижения результатов. Особое место в структуре деятельности занимает действие контроля, которое направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащегося к себе, как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
Самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать в комплексе. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.
Самооценка как отношение ребенка к своим возможностям, результатам деятельности, личностным качествам не заложена в нем, как и все в младшем возрасте, она еще только формируется и поэтому зависит от правильной постановки воспитания и всей учебной деятельности. Задача воспитателя – помочь и всячески способствовать формированию правильной самооценки.
Формирование у старших дошкольников оценки, умения анализировать содержания собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии.