Татьяна Пихтерева
Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Современная концепция дошкольного образования признаёт большое влияние музыкального искусства на социализацию и воспитание в ребё нке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты, чувства патриотизма и гражданственности. Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру; о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной и мировой культуры. Сегодняшняя действительность требует воспитания человека волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения, т. е. настоящего гражданина, патриота своей Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство гражданской принадлежности и патриотизм.
Современные тенденции гражданского и патриотического воспитания связаны с реализацией задач ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и ориентированы на становление гражданственности, направленной на достойное служение своему Отечеству. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Работая над проблемой «Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности в процессе музыкального воспитания», я преследую основную цель: музыкально-эстетическое и гражданско-патриотическое развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Для этого необходимо решить следующие задачи, которые представлены на слайде.
1. Воспитание эстетически нравственных норм поведения.
2. Развитие певческих, музыкально-ритмических и творческих способностей детей.
3. Развитие коммуникативных и индивидуальных качеств личности.
4. Расширение музыкального и лексического кругозора ребёнка.
5. Развитие вокально-слуховой и зрительно-двигательной координации.
6. Развитие воображения, как основы творческой деятельности, образной, ассоциативной памяти, внимания и речи.
7. Формирование бережного, созидательного отношения к миру.
8. Воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу и к своей семье.
9. Подготовка к дальнейшему обучению детей в музыкальной школе и городских студиях пения и танца.
Актуальность данного опыта заключается в комплексном подходе к воспитанию гражданско-патриотических качеств и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Ведь именно на подрастающее поколение общество возлагает надежду на решение проблем современной цивилизации. Поэтому очень важно поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей, а помочь развитию целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом образования является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.
Работая над развитием творческого потенциала дошкольников, совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, я обращаю пристальное внимание на воспитание у ребят коммуникативных качеств, нравственных норм поведения и воспитанию гражданского сознания.
Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции.
Занимаясь с воспитанниками, я вижу, что все чаще встречаются дети, которые относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Чтобы справиться с этими проблемами, я использую в своей работе психологические игры и этюды, которые помогают укреплять психологическое здоровье детей, преодолевать застенчивость, замкнутость путем стимулирования тактильного контакта; развивать творчество в невербальном общении, что служит улучшению отношений в группе.
В ДОУ проводится большая работа по составлению годового плана мероприятий с учетом их духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности. Проведение праздников, развлечений и досугов, посвященных Дню Победы, Дню независимости России, Празднику Российского Флага, помогает актуализировать знания детей о государственных праздниках, применить на практике полученные ранее знания о Родине, о символах государства, об Армии, о героях войны и их подвигах, тем самым воздействуя на патриотические чувства ребенка, вселяя в него уважение и гордость за свою страну.
В моей практике есть и тематические образовательные игровые ситуации (ОИС, укрепляющие патриотические чувства воспитанников. Например, на тематической ОИС «Об Армии любимой поет наш детский сад» решались задачи по углублению знаний воспитанников о государственных праздниках, в частности о Дне защитника Отечества, о российской Армии, о родах войск, военной технике, что позволило поощрить интерес детей к событиям, происходящим в стране, расширить их словарь и кругозор. Специально для этой ОИС я разработала пальчиковую гимнастику «В небе, в море, на земле».
Предлагаю ее вашему вниманию.
Пальчиковая гимнастика «В небе, в море, на земле» :
В небе летит самолет боевой, Поочередно соединять с большим пальцем
Станем пилотами скоро с тобой. все пальцы, начиная с указательного
двумя руками одновременно.
От берегов родных вдали Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Боевые плывут корабли. Волнообразные движения сложенными
вместе ладонями.
Танки тяжелые гладят поля, Растирать кулаком правой руки левую
Их позывной: «Я – Земля! Я – Земля!» ладонь и наоборот.
Такие представления социального характера, как гражданская, гендерная, семейная принадлежность, помогают сформировать мероприятия, помимо ОИС, посвященные Дню Матери, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню защиты детей. Музыкальный и поэтический материал подбирается с учетом направленности на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, моральных и нравственных, что помогает развитию социального и эмоционального интеллекта, доброжелательному общению и взаимодействию ребенка с взрослыми и ровесниками.
Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей способствует установлению добрых, дружеских чувств между детьми и взрослыми. Проводя необходимую работу с родителями (беседы, консультации, выступление на собраниях, оформление папок-передвижек) и привлекая их к совместному творчеству, я добиваюсь положительных результатов.
Два года образовательной деятельности по музыке, в ходе которой помимо музыкального воспитания дети играли в коммуникативные и психологические игры, дают определённый позитивный результат. Ребята становятся намного правдивей, раскованнее, доброжелательнее, дружелюбнее. У них появляется чувство товарищества. Они стали лучше разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.
Считаю, что качество уровня гражданского поведения ребят значительно возрастает. Наблюдается поэтапная динамика развития лингвосоциокультурной компетенции детей и сформированности представлений о сотрудничестве, дружбе, ценных качествах личности, позитивно утверждающих значимость «я». Появляются способности к развитию самопознания и социального интеллекта. Возрастает чувство собственного достоинства.
Дети осознают, в каком прекрасном, богатом историей и традицией крае они живут, знакомятся с государственными символами и гимнами России и Кубани. Развитие музыкальной культуры и основ гражданственности соответствует их возрастным возможностям.
Деятельность по развитию музыкальных способностей, коммуникативных качеств личности, по воспитанию патриотических чувств и гражданственности помогает творческому самовыражению детей и раскрытию их художественных способностей в полной мере.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства