Власова Валентина Дмитриевна
Формирование регулятивных УУД в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Поэтому перед детским садом остро встала и в настоящее время остаётся актуальная проблема самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.
Публикация «Формирование регулятивных УУД в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В федеральных государственных образовательных стандартах есть пункт планирования результатов, который определяется не только предметными, но метапредметными и личностными результатами воспитанников.
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации детей, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения воспитанниками предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием дошкольных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности воспитанника, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение детьми универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Эта способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации детьми, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание воспитанниками ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Проблемы учебной деятельности воспитанников были раскрыты в трудах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Л. Мельниковой, А. Э. Симановского, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской; методическое осмысление - в работах В. В. Афанасьева, А. В. Белошистой, В. А. Гусева, М. И. Зайкина, Л. В. Занкова, Т. А. Покровской, Е. И. Смирнова, Т. Г. Ходот, И. В. Шадрина, И. Ф. Шарыгина и других.
Проблемы обучения математике, рассмотрены в современном этапе развития математического образования, существует множество различных подходов к формированию геометрических представлений младших школьников. Они основываются на принципах развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Н. Рудницкая, Д. Б. Эльконин, идее развития пространственного мышления (Н. Б. Истомина, моделирования геометрических фигур (А. М. Пышкало, введении геометрических представлений на основе построенной системы начальных математических понятий (Л. Г. Петерсон, активном применении практических действий при обучении элементам геометрии (М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. И. Моро) и других.