Наталья Постаногова
Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1Проблема организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной.
На современном этапе укрепления позиций гуманистического образования одной из важных задач в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является создание развивающей речевой среды в ДОУ.
2 речевая среда.
Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Публикация «Формирование речевой среды с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках деятельности логопункта ДОУ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2018
Это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
3 Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста
Задачи построения речевой развивающей среды :
обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
4. Компоненты речевой
развивающей среды ДОУ
Речь педагога. Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т. к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, поэтому должна отвечать следующим качествам:– правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.
Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников.
Специальное оборудование. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
5 В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития.
Дети с ОВЗ - это группа с особыми образовательными потребностями: помимо обучения и воспитания им необходимы всесторонняя коррекция развития и выбор оптимальных путей логопедической работы по исправлению речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции детей в социуме.
Логопедическое сопровождение осуществляется в рамках логопункта в детском саду.
6. У нас в ДОУ в 2017 году поступило 7 детей с ОВЗ и 2 ребенка - инвалида. Этим детям по заключению ТПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе.
Контингент детей, на логопункте в ДОУ, с разными речевыми нарушениями.
8 Речевая среда для детей с «нормой» и детей с ОВЗ отличается.
Дети «норма»
Свойственны нарушения звукопроизношения, фонематические нарушения.
Дети с ОВЗ
Свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, фонематические нарушения.
Поэтому организация развивающей среды для детей с ОВЗ строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
9 «Мастерская
Словечкина и Звукарика»
Центр развития артикуляционного аппарата. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.
10 При работе над звукопроизношением используются как традиционные логопедические приёмы, так и усовершенствования, например, упражнения для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи – это биоэнергопластика. Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
11 Закрепление поставленных звуков проходит с использованием различных игр, атрибутов и многообразия речевого материала. Игры по автоматизации решают дополнительно и задачи по развитию познавательных процессов.
«Найди картинки с
определенным звуком
«Охарактеризуй звук»,
«Подбери букву к звуку»
12 «Мастерская Слыша и Буковки»
Центр фонематического развития. Параллельно с постановкой, а затем автоматизацией звука ведё тся работа по совершенствованию фонематического восприятия: формируется фонетическая готовность к произнесению звука, готовность различить его в потоке и отличить звук от дефектно произносимых. Для этого используются игры:
На различение неречевых звуков : «Тишина», «Угадай, на чём играю», «Узнай по звуку», «Шумовые баночки».
На развитие речевого слуха : «Громко-тихо», «Три медведя», «Близко – далеко», «Высоко – низко».
На дифференциацию слов, близких по звуковому составу: "Правильно-неправильно««Слушай и выбирай», «Что лишнее?»
На дифференциацию фонем
На различение неречевых звуков : «Тишина», «Угадай, на чём играю», «Узнай по звуку», «Шумовые баночки».
На развитие речевого слуха : «Громко-тихо», «Три медведя», «Близко – далеко», «Высоко – низко».
На дифференциацию слов, близких по звуковому составу: "Правильно-неправильно««Слушай и выбирай», «Что лишнее?»
На дифференциацию фонем
Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-выделение гласных из ряда звуков.
-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
-узнавание гласных на фоне многосложных слов.
-выделение согласных из ряда других звуков.
- узнавание согласных на фоне многосложных слов.
13
14
15 Пособие «Домики» помогает ребёнку «разбирать» слова на слух, развивает умение делить слова на слоги, звуки, объединять отдельные звуки в слоги и слова, т. е. обучать детей анализу и синтезу, подготавливать к обучению грамоте и развитию слоговой структуры слова.
16 «Мастерская Тигрули»
Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по «Стране Звуков и Слов», выполняют упражнения на развитие речевого дыхания, отрабатывают навыки правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты.
С друзьями Тигрули дети: узнают значение фразеологизмов, подберут однокоренные слова, знакомятся с правилами словообразования, играют в рифмы, знакомятся с понятиями синоним и антоним.
17 «Мастерская Горошкина»
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают в работе с детьми с ОВЗ. Они не только способствуют развитию речи, но и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Ошибки на манке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
18 Игры с камушками Марблс направлены на развитие у детей мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.
19 Пособие «Лунтик и его друзья»
Данное пособие стимулирует развитие
внимания,
памяти,
пространственного
восприятия,
формирует умение употреблять простые и сложные предлоги.
20 Умные кубики помогают развить детям грамматически правильную связную речь, учат выражать свои мысли красиво
21 Пособие «Кочки - обманки»
Направлено на повышение зрительно-двигательной активности детей, профилактику оптической дисграфии.
22 Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда.
В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми.
В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
Задания помогают закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
23 Чем интереснее, ярче и разнообразнее речевая среда, тем поставленные звуки автоматизируются быстрее, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу для ребёнка становятся увлекательными.
Использование игр и пособий в системе логопедической работы позволило снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность детей.