Елена Инчикова
Формирование ЗОЖ в ДОУ в рамках ФГОС (Вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике.
Публикация «Формирование ЗОЖ в ДОУ в рамках ФГОС (Вторая младшая группа)» размещена в разделах
В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.).
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что под понятием ЗОЖ можно понимать - деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний. Здоровый образ жизни является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах жизнидеятельности человека.
М. В Довыдовой рассматривает его как - тип педагогической деятельности, который состоит в оказании ребёнку со стороны участников образовательного процесса помощи в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
Система работы в детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представления о ЗОЖ. Основными формами являются : занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в педагогическом сопровождении формирования ЗОЖ.
Например, в младшем дошкольном возрасте педагог должен знать, что дети данного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово) и «здоровый» - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят 18 здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. В данном возрасте дети начинают соотносить физическую культуру с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В возрасте 5-7лет дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дети в разный возрастной период по-разному понимают, что такое здоровье, поэтому педагог должен учитывать все возрастные особенности детей при формировании представлений о здоровом образе жизни. Так же педагог должен правильно изложить детям понятие ЗОЖ. Немало важным являются собственные знания педагога о формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи по становлению ценностного отношения у детей дошкольного возраста к здоровью:
- воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей в целом;
- развитие здоровьезберегающей компетентности дошкольников;
- поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
1. Организация взаимодействия ДОО и семьи (индивидуальные консультации, педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей; родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей, «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания; вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей; уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей; 25 еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию; личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.). Таким образом, можно сказать о том, что взаимодействие с семьей играет важную роль в формировании ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группах. Центры здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно - пространственной среде определё нные требования:
насыщенность (соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов по формирование здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.)
трансформируемость (предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.)
полифункциональность (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной-пространственной среды, например, скакалок, дорожек здоровья, матов, мягких модулей, ширм и т. д.)
вариативность (наличие в группе различных пространств (для дидактических и подвижных игры, для укрепления здоровья, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов в зоне ЗОЖ, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.)
доступность ( Доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ; исправность и сохранность материалов и оборудования)
безопасность (Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Подбор и размещение мебели, физкультурного инвентаря, создание обстановки, способствующей формированию у детей навыков личной гигиены, осуществляются с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним. Спортивная площадка на участке детского сада должна быть оборудована для различных игр: в мяч, бадминтон, городки, кегли, для катания на самокате, роликовых коньках, разметка для баскетбола, городков, эстафетные дорожки, ямы для прыжков, разные виды классиков. В спортивном зале необходимо иметь разнообразные предметы, пособия: шнуры, ленты, обручи, гимнастические палки, мячи мелкие и круглые, набивные, гимнастические стенки, скамейки, маты, корзины, дуги и т. д. В Центре двигательной активности группы должно быть : коврики и массажные дорожки, мешочки с крупой, скакалки, обручи, шнуры, деревянные брусья, мячи, корзины, кегли и т. д.)
2-ая младшая группа.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:
1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
2. формирование здорового образа жизни.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Многие составляющие ЗОЖ уже заложены в программе для реализации в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС :
1. Занятия физкультурой, прогулки. ( К дополнительным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся:
- утренняя зарядка (проводится ежедневно, часто с музыкальным сопровождением. С использованием различных предметов: платочков, мячей, кубиков, ленточек и др.);
- пальчиковая, зрительная, артикуляционная, дыхательная гимнастика (Дети с удовольствием выполняют интересные игровые упражнения «У Маланьи, у старушки», «Мы во двор идём гулять», «Где спрятался лягушонок?», «Весёлые солнечные зайчики» и др.);
- ходьба по массажным коврикам;
- гимнастика пробуждения;
- точечный массаж (с использованием карандашей, растирание ушек и др.);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
2. Правильная организация питания, которая обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма.
3. Соблюдение правил личной гигиены, создание условий для полноценного сна (проветривание помещений).
4. Рациональное питание.
5. Закаливание. ( Всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек становится закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека).
6. НОД. (Познавательное развитие- «Овощи с огорода», «Наш зайчонок заболел» и др., по физической культуре, по лепке - «Мандарины и апельсины», «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» и др.)
В дополнение использую следующие методические приё мы: беседы («Правильное питание», «Самые полезные продукты», «Изучаем своё тело», и другие); заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры. В процессе беседы приятно видеть, что уже в младшем возрасте наши дети полагаясь на жизненный опыт, умеют отличить правильную здоровую пищу от вредной, знают, что может привести к травмам и др. Дети всё понимают и внимательно прислушиваются к сказанному воспитателем.
Успешность и эффективность формирования навыков здорового образа жизнивозможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Привитие навыков здорового образа жизни детям должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь их авторитет и подтверждение необходимости выполнения оздоровительных процедур в детском саду приведут к осознанному желанию кушать витаминные салаты, выполнять зарядку, спокойно засыпать в тихий час и т. д. Для того чтобы работа родителей и воспитателей была скоординированной, в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей. Провожу беседы, консультации на тему: «Что нужно знать родителям по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников»; «Профилактика заболеваний»; «О правильной осанке»; «Правильная пища и витамины» и другие.
Заключение.
Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Для достижения этой цели в детских садах воспитатели формируют у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, во 2 мл. группе начинается с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 .Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155).
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М. : Мозаика Синтез, 2014
4. Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников,
Издательство «Учитель» 2009.
5. Круглова Н. Б. Формирование системы здоровьесберегающей среды в
дошкольном учреждении в условиях федеральных государственных требований
6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. : Мозаика - Синтез, 2010.
7. Пономарева С. А., Зарубина Т. Г. Системный подход к оздоровлению
детей в ДОУ. – Журнал № 4 «Инструктор по физкультуре», 2011.
8. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду».
Савинова С. В. Как воспитать здорового ребенка. – Журнал №3
«Воспитатель ДОУ», 2011.