Получи документы

Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет

Скутарь Анна Владиславовна
Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ПЕРЕЖИВАНИЮ КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ

Скутарь Анна Владиславовна.

Педагог-психолог АНДОО «Филипп»

Аннотация: в работе изучаются современные подходы к формированию готовности к обучению в школе.

Ключевые слова: обучение, готовность к обучению, школа, дети, школьник.

THE FORMATION PSYCHOLOGICAL WILLINGNESS OF AN OLDER PRESCHOOLER FOR THE EXPERIENCE OF THE SEVEN YEARS KRISIS

Публикация «Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет» размещена в разделах

Abstract : the paper studies modern approaches to the formation of readiness for school.

Key words : training, readiness for training, school, children, schoolboy.

Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что дети, у которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к самостоятельности) лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.

У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. [5]

Цель исследования: определить особенности протекания возрастного кризиса семи лет

Объект исследования: психологическая готовность старших дошкольников к переживанию возрастного кризиса.

Предмет исследования: формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию возрастного кризиса семи лет.

Социально-психологическая служба в школе приходит к мнению, что подготовка ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе должна базироваться на формировании определенных умений и навыков, на выполнении требований, которые устанавливает перед ребенком школа в лице педагогов. Ребенку, поступающему в начальную школу необходимо научиться выполнять деятельность по определенному образцу, слушать и выполнять инструкцию, объективно оценивать свою работу.

Готовность к школьному обучению определяется системой определенных требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обуславливается особенностями новой социально-психологической позиции школьника, соответственно появляются новые задачи и обязанности, к выполнению которых он должен быть подготовлен. [1]

Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение.

При кризисе старшего дошкольного возраста следует обратить внимание на уровень сформированности его готовности к его переживанию. Обязательным условием формирования готовности является развитие интеллектуальной и речевой, мотивационной, произвольной, познавательной и эмоциональной сфер ребенка.

Эмпирическое исследование проводилось в 2018-2019 году в г. Москва, в общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Центр развития детей «Мир детства» детский сад №967 филиал «Сказка». В исследовании приняло участие 61 человек, дети, посещающие подготовительные группы детского сада, в возрасте от 6-7 лет средний возраст 6,5 лет.

После проведения методик, было выделено 2 группы детей: 1) дети готовые к школьному обучению (контрольная группа) 2) день не готовые к школьному обучению (экспериментальная группа). Для сравнения данных в группах между собой был использован критерия Хи- квадрат Пирсона. Данные по сравнению по каждой методике представлены в таблицах.

Таблица 1. Уровень мотивационной сферы по группам

Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера

Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Высокий 38,7 26,6 1,81 p 0,05

Средний 45,2 50 0,707 p 0,05

Низкий 19,3 23,4 0,726 p 0,05Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера

Между контрольной и экспериментальной группами были выявлены различия в выраженности высокого уровня по методике «Да и нет» (фи=1,81; p 0,05). Следовательно, группы различаются между собой по количеству детей с высоким уровнем произвольного внимания и произвольной памяти. В контрольной группе количество детей больше (38,7%, чем в экспериментальной группе (26,6%).

Рис. 1. Показатель уровня мотивационной сферы по группам

Таблица 2. Уровень познавательной сферы по группам

«Определение доминирующего познавательного или игрового мотива ребенка» (М. Н. Ильина) - Познавательная сфера

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Высокий 70,9% 56,7% 1,916 p 0,05

Низкий 29,1% 43,3% 2,072 p 0,05

По методике «Определение доминирующего познавательного или игрового мотива ребенка» были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами – для высокого уровня (фи=1,916; p 0,05, для низкого уровня (фи=2,072; p 0,05). Таким образом, в контрольной группе больший процент детей (70,9%) с высокой выраженностью познавательного интереса, высокой степенью эмоционального благополучия по отношению к школе, низкой тревогой по отношению к поступлению в школу, позитивными эмоциональными переживаниями, связанными с поступление в школу, чем в экспериментальной группе (56,7%).

Рис. 2. Показатель уровня познавательной сферы по группам

Таблица 3. Уровень интеллектуальной и речевой сферы по группам

«Ориентационный тест школьной зрелости» (Я. Йерасек, А. Керн) - Интеллектуальная и речевая сфера

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Высокий 29,0% 16,7% 2,029 p 0,05

Средний 51,6% 43,3% 1,28 p 0,05

Низкий 19,4% 40,0% 3,302 p 0,01

По методике «Ориентационный тест школьной зрелости» группы также различаются по выраженности высокого (фи=2,029; p 0,05) и низкого (фи=3,302; p 0,01) уровней готовности к обучению в школе. В контрольной группе больший процент детей с высоким уровнем интеллектуального развития, развитым умением подражать образцу, (29%, чем в экспериментальной группе (16,7%). По низкому уровню больший процент испытуемых имеет низкие показатели в экспериментальной группе (40%, тогда как в контрольной группе низкий значений меньше (19,4%).

Рис. 3. Показатель уровня интеллектуальной и речевой сферы по группам

Таблица 4. Уровень симптомокомплекса эмоциональной сферы по группам

Методика «Цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда и Е. Ф. Бажина (модификация для дошкольников игра «Цветик-восьмицветик» А. О. Прохоров, С. В. Велиева)» - Симптомокомплекс эмоциональной сферы

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

ДП 45,2% 16,7% 4,391 p 0,01

НП 25,8% 23,3% 0,495 p 0,05

ПГ 16,1% 36,7% 3,429 p 0,01

ДН 12,9% 23,3% 1,853 p 0,05

В контрольной группе больше выражен уровень «Доминирующий позитивный» (45,5%, чем в экспериментальной группе (16,7%) (фи=4,391; p 0,01). Следовательно, в контрольной группе больше детей испытывают спокойствие, чувство удовлетворения, уравновешенности. По показателю «Полунегативный» больший процент детей находиться в экспериментальной группе (36,7%, чем в контрольной группе (16,1%) (фи=3,429; p 0,01). Таким образом, в экспериментальной группе чаще можно встретить у детей снижение чувство единства со своим окружением, принадлежность ему, сильное волевое напряжение. Между контрольной и экспериментальной группами также есть различия по показателю «Доминирующий негативный» (фи=1,853; p 0,05). В экспериментальной группе процент выше (23,3%, чем в контрольной группе (12,9%). В результате больше детей в экспериментальной группе испытывают тревожность, имеют дисгармоничные отношения с окружающим миром, эмоциональное напряжение.

Рис. 4 Показатель уровня симптомокомплекса эмоциональной сферы по группам

Таблица 5. Уровень уровня произвольной сферы по группам

Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) - Произвольная сфера

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Высокие 32,3% 23,3% 1,435 p 0,05

Средние 48,4% 56,7% 1,273 p 0,05

Низкие 19,3% 20,0% 0,177 p 0,05

По методике «Графический диктант» не было выявлено значимых различий между группами ни по одному из уровней. Следовательно, в группах одинаково развито умение ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, способность правильно воспроизводить заданное направление линии.

Таким образом, в результате проведенного исследования, на следующем этапе, программа формирования готовности старшего дошкольника к школьному обучению будет включать в себя развитие мотивационной, познавательной, интеллектуальной и речевой сферы готовности к школе. Следует отметить, что особое внимание нужно уделить эмоциональной сфере готовности к обучению в школе.

Список литературы

1. Гринева М. С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника: дис. кандидата психолог. наук. – М. :2011

2. Захлебаева В. В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.

3. Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 141–145.

4. Нилопец А. М. Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет: дис. кандидата психолог. наук. -М. :2012

5. Омельченко, Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Омельченко. // Народное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2014. Выпуск №2. С. 68.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Алмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольникаАлмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольника Алмазная мозаика – это относительно новый вид рукоделия, стремительно завоевывающий любовь взрослых и маленьких рукодельниц по всему свету.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг» Цель проекта: Создать в группе детского дома огород на подоконнике. Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 11:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет» (включая файлы) размещена пользователем Скутарь Анна Владиславовна (УИ 1261820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД