Скутарь Анна Владиславовна
Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ПЕРЕЖИВАНИЮ КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ
Скутарь Анна Владиславовна.
Педагог-психолог АНДОО «Филипп»
Аннотация: в работе изучаются современные подходы к формированию готовности к обучению в школе.
Ключевые слова: обучение, готовность к обучению, школа, дети, школьник.
THE FORMATION PSYCHOLOGICAL WILLINGNESS OF AN OLDER PRESCHOOLER FOR THE EXPERIENCE OF THE SEVEN YEARS KRISIS
Публикация «Формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию кризиса семи лет» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Abstract : the paper studies modern approaches to the formation of readiness for school.
Key words : training, readiness for training, school, children, schoolboy.
Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что дети, у которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к самостоятельности) лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.
У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. [5]
Цель исследования: определить особенности протекания возрастного кризиса семи лет
Объект исследования: психологическая готовность старших дошкольников к переживанию возрастного кризиса.
Предмет исследования: формирование психологической готовности старшего дошкольника к переживанию возрастного кризиса семи лет.
Социально-психологическая служба в школе приходит к мнению, что подготовка ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе должна базироваться на формировании определенных умений и навыков, на выполнении требований, которые устанавливает перед ребенком школа в лице педагогов. Ребенку, поступающему в начальную школу необходимо научиться выполнять деятельность по определенному образцу, слушать и выполнять инструкцию, объективно оценивать свою работу.
Готовность к школьному обучению определяется системой определенных требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обуславливается особенностями новой социально-психологической позиции школьника, соответственно появляются новые задачи и обязанности, к выполнению которых он должен быть подготовлен. [1]
Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение.
При кризисе старшего дошкольного возраста следует обратить внимание на уровень сформированности его готовности к его переживанию. Обязательным условием формирования готовности является развитие интеллектуальной и речевой, мотивационной, произвольной, познавательной и эмоциональной сфер ребенка.
Эмпирическое исследование проводилось в 2018-2019 году в г. Москва, в общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Центр развития детей «Мир детства» детский сад №967 филиал «Сказка». В исследовании приняло участие 61 человек, дети, посещающие подготовительные группы детского сада, в возрасте от 6-7 лет средний возраст 6,5 лет.
После проведения методик, было выделено 2 группы детей: 1) дети готовые к школьному обучению (контрольная группа) 2) день не готовые к школьному обучению (экспериментальная группа). Для сравнения данных в группах между собой был использован критерия Хи- квадрат Пирсона. Данные по сравнению по каждой методике представлены в таблицах.
Таблица 1. Уровень мотивационной сферы по группам
Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера
Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Высокий 38,7 26,6 1,81 p 0,05
Средний 45,2 50 0,707 p 0,05
Низкий 19,3 23,4 0,726 p 0,05Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина) - Мотивационная сфера
Между контрольной и экспериментальной группами были выявлены различия в выраженности высокого уровня по методике «Да и нет» (фи=1,81; p 0,05). Следовательно, группы различаются между собой по количеству детей с высоким уровнем произвольного внимания и произвольной памяти. В контрольной группе количество детей больше (38,7%, чем в экспериментальной группе (26,6%).
Рис. 1. Показатель уровня мотивационной сферы по группам
Таблица 2. Уровень познавательной сферы по группам
«Определение доминирующего познавательного или игрового мотива ребенка» (М. Н. Ильина) - Познавательная сфера
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Высокий 70,9% 56,7% 1,916 p 0,05
Низкий 29,1% 43,3% 2,072 p 0,05
По методике «Определение доминирующего познавательного или игрового мотива ребенка» были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами – для высокого уровня (фи=1,916; p 0,05, для низкого уровня (фи=2,072; p 0,05). Таким образом, в контрольной группе больший процент детей (70,9%) с высокой выраженностью познавательного интереса, высокой степенью эмоционального благополучия по отношению к школе, низкой тревогой по отношению к поступлению в школу, позитивными эмоциональными переживаниями, связанными с поступление в школу, чем в экспериментальной группе (56,7%).
Рис. 2. Показатель уровня познавательной сферы по группам
Таблица 3. Уровень интеллектуальной и речевой сферы по группам
«Ориентационный тест школьной зрелости» (Я. Йерасек, А. Керн) - Интеллектуальная и речевая сфера
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Высокий 29,0% 16,7% 2,029 p 0,05
Средний 51,6% 43,3% 1,28 p 0,05
Низкий 19,4% 40,0% 3,302 p 0,01
По методике «Ориентационный тест школьной зрелости» группы также различаются по выраженности высокого (фи=2,029; p 0,05) и низкого (фи=3,302; p 0,01) уровней готовности к обучению в школе. В контрольной группе больший процент детей с высоким уровнем интеллектуального развития, развитым умением подражать образцу, (29%, чем в экспериментальной группе (16,7%). По низкому уровню больший процент испытуемых имеет низкие показатели в экспериментальной группе (40%, тогда как в контрольной группе низкий значений меньше (19,4%).
Рис. 3. Показатель уровня интеллектуальной и речевой сферы по группам
Таблица 4. Уровень симптомокомплекса эмоциональной сферы по группам
Методика «Цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда и Е. Ф. Бажина (модификация для дошкольников игра «Цветик-восьмицветик» А. О. Прохоров, С. В. Велиева)» - Симптомокомплекс эмоциональной сферы
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
ДП 45,2% 16,7% 4,391 p 0,01
НП 25,8% 23,3% 0,495 p 0,05
ПГ 16,1% 36,7% 3,429 p 0,01
ДН 12,9% 23,3% 1,853 p 0,05
В контрольной группе больше выражен уровень «Доминирующий позитивный» (45,5%, чем в экспериментальной группе (16,7%) (фи=4,391; p 0,01). Следовательно, в контрольной группе больше детей испытывают спокойствие, чувство удовлетворения, уравновешенности. По показателю «Полунегативный» больший процент детей находиться в экспериментальной группе (36,7%, чем в контрольной группе (16,1%) (фи=3,429; p 0,01). Таким образом, в экспериментальной группе чаще можно встретить у детей снижение чувство единства со своим окружением, принадлежность ему, сильное волевое напряжение. Между контрольной и экспериментальной группами также есть различия по показателю «Доминирующий негативный» (фи=1,853; p 0,05). В экспериментальной группе процент выше (23,3%, чем в контрольной группе (12,9%). В результате больше детей в экспериментальной группе испытывают тревожность, имеют дисгармоничные отношения с окружающим миром, эмоциональное напряжение.
Рис. 4 Показатель уровня симптомокомплекса эмоциональной сферы по группам
Таблица 5. Уровень уровня произвольной сферы по группам
Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) - Произвольная сфера
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Высокие 32,3% 23,3% 1,435 p 0,05
Средние 48,4% 56,7% 1,273 p 0,05
Низкие 19,3% 20,0% 0,177 p 0,05
По методике «Графический диктант» не было выявлено значимых различий между группами ни по одному из уровней. Следовательно, в группах одинаково развито умение ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, способность правильно воспроизводить заданное направление линии.
Таким образом, в результате проведенного исследования, на следующем этапе, программа формирования готовности старшего дошкольника к школьному обучению будет включать в себя развитие мотивационной, познавательной, интеллектуальной и речевой сферы готовности к школе. Следует отметить, что особое внимание нужно уделить эмоциональной сфере готовности к обучению в школе.
Список литературы
1. Гринева М. С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника: дис. кандидата психолог. наук. – М. :2011
2. Захлебаева В. В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.
3. Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 141–145.
4. Нилопец А. М. Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет: дис. кандидата психолог. наук. -М. :2012
5. Омельченко, Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Омельченко. // Народное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2014. Выпуск №2. С. 68.