Вейнберг Светлана
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве, так как все предметы существуют в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей действительности, условием успешной познавательной и исследовательской деятельности.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр и упражнений» размещена в разделах
Данной проблеме большое внимание уделяли многие педагоги и психологи. В работах Ж. Пиаже, Е. И. Тихеевой, А. А. Люблинской, А. М. Леушиной и др. были раскрыты закономерности совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Введение ИКТ в систему дидактики является действенным средством обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.
Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста этим видом является игра как наиболее значимая деятельность, обладающая уникальными развивающими возможностями. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту.
В нашем детском саду нами изучались возможности формирования пространственных представлений у дошкольников через использование компьютерных игровых технологий.
Компьютерные игры были специально подобраны, а некоторые и разработаны для воспитанников ДОУ и проводились с детьми в непосредственно образовательной деятельности. Занятия включали в себя три этапа. На первом этапе шло погружение ребенка в сюжет занятия через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогали справиться с поставленной задачей. В занятие включались комплексы зрительной и пальчиковой гимнастики для подготовки организма ребенка к работе. На втором этапе работы дети овладевали способом управления программой и с помощью воспитателя осваивали игру. Как способ «погружения» ребенка в игровой процесс использовалась карточка-схема с алгоритмом управления компьютерной программой. На первых тапах дети знакомились с символами, проговаривали и отрабатывали способы управления игрой с педагогом, в дальнейшем дети самостоятельно «прочитывали» схематический рисунок. На третьем этапе также использовались комплексы гимнастики для снятия зрительного, мышечного и нервного напряжения.
Мониторинговые исследования показали, что созданная нами система использования ИКТ в образовательном пространстве ДОУ позволила повысить уровень развития пространственных отношений, помогла детям усвоить и закрепить полученные знания.