ЕЛЕНА КУЛЯБИНА
Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения
«Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения»
Подготовила:
Учитель – логопед
МБДОУ ЦРР- д/с № 15 «Светлячок»
Кулябина Е. А.
Свое выступления мне хотелось бы начать со слов Альберта Эйнштейна: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Публикация «Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения» размещена в разделах
Актуальность темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования.
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
Грамотные люди читают художественную литературу. У художественной литературы есть два назначения.
Во-первых, она открывает нам положительную зависимость от чтения. Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
И вторая вещь, которую делает художественная литература, — она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми.
Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые волнуют нас. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Обратите внимание – что «ежедневно читают ребенку» лишь 8 из 30 родителей, «когда есть время»- 10 родителей. Посещают с ребенком библиотеку – 1 родитель и читают длительные произведения – 11 родителей.
Таким образом ввести дошкольников в мир чтения и сделать родителей нашими союзниками в воспитании читательской самостоятельности и активности, предстоит нам - воспитателям.
Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда на помощь приходит технология продуктивного чтения.
1. Цель и задачи технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
I. Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.
II. Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Литература:
1. Чиндилова, О. В. «Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования»
[Монография] / О. В. Чиндилова. –
М. : Баласс, 2010. – 208 с
2 С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Л. А. Концева «Как учить работать с книгой», М. ,1995
3О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)