ЕЛЕНА КУЛЯБИНА
Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения»
Подготовила:
Учитель – логопед
МБДОУ ЦРР- д/с № 15 «Светлячок»
Кулябина Е. А.
Свое выступления мне хотелось бы начать со слов Альберта Эйнштейна: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Актуальность темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования.
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
Грамотные люди читают художественную литературу. У художественной литературы есть два назначения.
Во-первых, она открывает нам положительную зависимость от чтения. Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
И вторая вещь, которую делает художественная литература, — она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми.
Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые волнуют нас. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Обратите внимание – что «ежедневно читают ребенку» лишь 8 из 30 родителей, «когда есть время»- 10 родителей. Посещают с ребенком библиотеку – 1 родитель и читают длительные произведения – 11 родителей.
Таким образом ввести дошкольников в мир чтения и сделать родителей нашими союзниками в воспитании читательской самостоятельности и активности, предстоит нам - воспитателям.
Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда на помощь приходит технология продуктивного чтения.
1. Цель и задачи технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
I. Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.
II. Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Литература:
1. Чиндилова, О. В. «Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования»
[Монография] / О. В. Чиндилова. –
М. : Баласс, 2010. – 208 с
2 С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Л. А. Концева «Как учить работать с книгой», М. ,1995
3О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)