Елена Упилкова
Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, философ.
(Слайд 1-2)
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2019
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. Знания, почерпнутые самостоятельно, всегда являются более прочными.
Метод экспериментирования - ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба или опыт».
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат : у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.
В нашей группе проводится достаточное количество опытов и экспериментов, к сожалению не все были сфотографированы. Представляю некоторые из них :
(Слайд 3) Опыт: «Вода нужна всем» Целью данного опыта было: Дать представление о роли воды в жизни растений и человека и других живых организмов. (Эксперимент начался с того, что во время полива растений Егор тоже попросил попить воды. В процессе обсуждения, выяснили кому нужна вода, какая именно нужна вода, зачем и сколько).
(Слайд 4) Опыт: «Здравствуй, ветер!»
Знакомились с направлением ветра, делали из бросового материала ветровики, которые висят на участке в беседке.
Проблемная ситуация: Что происходит с кораблями, если нет ветра, если есть ветер? (Дети изготавливают кораблик, опускают его в море, слабый ветер, сильный ветер, буря) Попутно знакомимся со стихотворением А. С. Пушкина «Ходит в море ветер-пастушок…»
Опыт «Как поймать воздух» (Слайд 5)
«Как увидеть воздух» (на дно стакана крепим кусочек салфетки, переворачиваем его и опускаем в воду. Нужно было ответить на вопрос почему салфетка не намокла)
(Слайд 6) «Как услышать воздух» (Берем пустую пластиковую бутылку, приставим к губам и дуем…экспериментировали с разными ёмкостями, получали разные звуки, обсуждали, делали выводы почему они разные.)
Опыты: с водой «Что тонет, что не тонет», «Нагревание воды на солнце и в тени» (на прогулке, (Слайд 7) «Пар – тоже вода» (знакомство со свойствами воды, «Вода жидкая может течь, а твёрдая, «Откуда берётся лед?». «Почему лёд плывёт по реке и не тонет?».
(Слайд 8) Опыт: «Почему не шьём одежду из цветной бумаги?» Во время игры с бумажной куклой было разорвано платье для неё. Сравнили с другой куклой, у которой одежда была из ткани. Провели опыт и на практике убедились, какая одежда прочнее. Сделали вывод, как нужно играть с играми из бумаги (бумажная кукла, дидактические игры и т. д.)
Учебный год ещё не закончился и поэтому у нас запланированы опыты «Как очистить воду» при знакомстве с понятием «фильтр», «Какой бывает вода» (прозрачная, питьевая, опыты с песком и почвой на тёплое время.
(Слайд 9) Опытно-экспериментальная работа с детьми в рамках образовательной деятельности воспитателями осуществляется с применением следующих методов, таких как:
Наблюдение;
опыты;
эксперименты;
трудовая деятельность в природе;
научная лаборатория;
дидактические игры.
В группе есть центр природы, где имеются различные материалы.
В заключении, хочу отметить, что все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности, Как сказал древний мыслитель и философ Китая – Конфуций. (Слайд 10)
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.