Приложение МААМ

Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности

Елена Упилкова
Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Самое лучшее открытие –

то, которое ребёнок делает сам.

Ральф У. Эмерсон, философ.

(Слайд 1-2)

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Публикация «Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. Знания, почерпнутые самостоятельно, всегда являются более прочными.

Метод экспериментирования - ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба или опыт».

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат : у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

В нашей группе проводится достаточное количество опытов и экспериментов, к сожалению не все были сфотографированы. Представляю некоторые из них :

(Слайд 3) Опыт: «Вода нужна всем» Целью данного опыта было: Дать представление о роли воды в жизни растений и человека и других живых организмов. (Эксперимент начался с того, что во время полива растений Егор тоже попросил попить воды. В процессе обсуждения, выяснили кому нужна вода, какая именно нужна вода, зачем и сколько).

(Слайд 4) Опыт: «Здравствуй, ветер!»

Знакомились с направлением ветра, делали из бросового материала ветровики, которые висят на участке в беседке.

Проблемная ситуация: Что происходит с кораблями, если нет ветра, если есть ветер? (Дети изготавливают кораблик, опускают его в море, слабый ветер, сильный ветер, буря) Попутно знакомимся со стихотворением А. С. Пушкина «Ходит в море ветер-пастушок…»

Опыт «Как поймать воздух» (Слайд 5)

«Как увидеть воздух» (на дно стакана крепим кусочек салфетки, переворачиваем его и опускаем в воду. Нужно было ответить на вопрос почему салфетка не намокла)

(Слайд 6) «Как услышать воздух» (Берем пустую пластиковую бутылку, приставим к губам и дуем…экспериментировали с разными ёмкостями, получали разные звуки, обсуждали, делали выводы почему они разные.)

Опыты: с водой «Что тонет, что не тонет», «Нагревание воды на солнце и в тени» (на прогулке, (Слайд 7) «Пар – тоже вода» (знакомство со свойствами воды, «Вода жидкая может течь, а твёрдая, «Откуда берётся лед?». «Почему лёд плывёт по реке и не тонет?».

(Слайд 8) Опыт: «Почему не шьём одежду из цветной бумаги?» Во время игры с бумажной куклой было разорвано платье для неё. Сравнили с другой куклой, у которой одежда была из ткани. Провели опыт и на практике убедились, какая одежда прочнее. Сделали вывод, как нужно играть с играми из бумаги (бумажная кукла, дидактические игры и т. д.)

Учебный год ещё не закончился и поэтому у нас запланированы опыты «Как очистить воду» при знакомстве с понятием «фильтр», «Какой бывает вода» (прозрачная, питьевая, опыты с песком и почвой на тёплое время.

(Слайд 9) Опытно-экспериментальная работа с детьми в рамках образовательной деятельности воспитателями осуществляется с применением следующих методов, таких как:

Наблюдение;

опыты;

эксперименты;

трудовая деятельность в природе;

научная лаборатория;

дидактические игры.

В группе есть центр природы, где имеются различные материалы.

В заключении, хочу отметить, что все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности, Как сказал древний мыслитель и философ Китая – Конфуций. (Слайд 10)

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире»Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» В данное пособие включены такие компьютерные.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Перспективное планирование по формированию представлений о мире и человеке в старшей группе по программе «Радуга» Февраль 1. Удивительное место на Земле. Степь. Цель: показать богатство и разнообразие природы нашей страны, упражнять детей в умении ориентироваться.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Занятие по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Друзья человека» для детей 4–5 лет Тема: Друзья человека. Задачи. Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные» и «дикие животные», «Друзья человека» с отдельными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 14:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Упилкова (УИ 13112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД