Нина Хорунжина
Формирование представлений о предметах ближайшего окружения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.
Публикация «Формирование представлений о предметах ближайшего окружения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи отечественных исследователей А. Н. Леонтьева, С. П. Новоселовой, В. Я. Кисленко, О. Д. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной. Игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого.
Таким образом, изучив научно-методическую литературу, сделали следующие выводы: предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольника. Именно в формировании представлений о предметном мире возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Началом углубленной и систематической работы по данной проблеме послужили мои наблюдения за детьми. Результаты, которые заставили меня задуматься: дети плохо группировали, классифицировали предметы по общим признакам, испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека. Таким образом, осознавая важность развития познавательного интереса у детей к предметному миру, я определила цель : разработать систему работы по формированию представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.
В основе ФГОС ДО заложено, что реализация Программы происходит в формах, специфических для детей данной возрастной группы. Понимание многообразия предметного мира будет происходить эффективно, если мы согласно ФГОС ДО будем использовать игру, познавательную и исследовательскую деятельность.
Особую ценность в моей работе имеет организация микроцентра «Мастерская по ремонту». Работая в микроцентре, дети постоянно оказываются в позиции мастеров: понимают, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать; самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи между функцией, назначением и строением; объясняют. что отсутствие детали нарушает способ употребления предмета; сопоставляют в предмете часть и целое; воссоздают предмет. Большую роль в познании ребенком предметного мира играют дидактические игры. В первую очередь использую игры, с помощью которых формируются умения выделять существенные признаки предметов : «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе?», «Что было бы, если бы…».
Применяю игры для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение; «Похож – не похож», «Что лишнее?», «Узнай что изменилось».Включаю игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
Мною разработаны игры – занятия, направленные на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предметов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании (например, «Путешествие в прошлое иголки, вилки…», «Что носили в старину?», «История русской куклы» и. т. д.). Особую важность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности: «Путешествие в прошлое предмета», «Предметы рукотворного мира», «Человек + Природа = Удивительные вещи». Особенно следует подчеркнуть воспитательно-образовательную функцию мини – музея, его значимость для формирования представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста. Изучая лексическую тему «День Защитников Отечества», мы собрали вещи, имеющие историческое значение: форму, нагрудные знаки, грамоты, награды, армейские альбомы и т. д. Обогащает жизненный опыт детей, расширяет их кругозор посещение краеведческого музея, выставочного зала. Прекрасным современным средством являются DVD - диски с записью виртуальных экскурсий на темы:»Швейная машина», «История возникновения посуды», книги», «Путешествие в прошлое пылесоса». И т. д.
Обсудить результат деятельности детей помогают аукционы, праздники преобразованных вещей. На таких мероприятиях дети начинают по-другому смотреть на свой труд, понимать, что в каждой работе нужно проявлять творчество. Это отразилось в высказываниях детей в процессе работы («Руки должна быть добрыми, тогда поделка принесет радость»; «работы должны быть разными, тогда они творческие» и т. д.). Таким образом, подводя итог, можно сказать, что представления об истории создания предметного мира могут быть сформированы через определенную работу.
Литература
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М. : ТЦ Сфера, 2004.- 128с.
2. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
3. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М. : Педагогическое общество России. 2007.