Сирине Шейхнуровна Старова
Формирование у детей у 6–7 лет представлений о родном городе Нижнем Новгороде посредством интерактивных экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений детей о родном городе Нижнем Новгороде посредством интерактивных экскурсий (для детей 6-7 лет)
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес и желание как можно больше знать о родном городе Нижнем Новгороде (экскурсия в историческое прошлое Нижнего Новгорода).
2. Уточнить, обобщить знания детей о жизни города в наше время.
3. Активация словаря за счет слов:
Публикация «Формирование у детей у 6–7 лет представлений о родном городе Нижнем Новгороде посредством интерактивных экскурсий» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
музеи, фотографии, экспонаты, макеты, выставка, экскурсовод
4. Приобщать детей к истории родного края
5. Воспитывать любовь к малой Родине.
Развивающие:
• способствовать развитию познавательного интереса детей;
• развивать любознательность детей;
• развивать связную диалогическую и монологическую речь;
• расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города.
Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения в музее.
• способствовать культуре общения со сверстниками.
Прочитать детям слова на указателе: фотографии, экспонаты, город, выставка, макеты, экскурсовод.
Каким одним словом можно объединить все эти слова? (музей)
• Мы не раз бывали в нашем музее. А сегодня мы
побываем в нашем интерактивном музее.
• А кто, ребята, знает сколько лет нашему городу? (802)
Игровая ситуация «Пришло письмо»
Дети с воспитателем находятся в группе. Воспитатель собирает детей около себя, рассказывает, что утром в детский сад принесли конверт.
Воспитатель:
-Как вы думаете, что может лежать в конверте? Хотите узнать?
Открывает конверт и достает пригласительные билеты в наш интерактивный музей.
Воспитатель:
-Действительно, билеты, а как узнать куда?
- Нам поможет узнать куда билеты ребус: мы его сейчас расшифруем.
Надо определить первый звук в слове, а затем записать в клетках. (Машина, уточка, зайка, ель, йог.)
На магнитной доске размещена схема ребуса и магнитный набор букв.
- Какое получилось слово ребята?
-Дети скажите мне, а вы когда-нибудь были в музее? Кто-то может сказать, что такое музей?
А хотите узнать? Тогда слушайте: музей – это дом, где собирают, хранят и показывают старинные вещи, где можно увидеть много фотографий и картин. В этом доме есть памятники старины.
- Для чего людям музеи? (гипотезы детей)
-Ходили ли вы в музей с родителями? В нашем городе или где- то в другом? какой?» Дети отвечают.
-Каждую весну проходит ночь музеев, где каждый желающий может бесплатно посетить любой музей в любом городе. В нашем городе тоже есть музей.
-Музей краеведческий, потому что в нём хранятся вещи, предметы, которые рассказывают нам о нашем родном крае, городе.
Отвечают на вопрос воспитателя: предполагают, что может лежать в конверте.
- Скажи, как думаешь ты?
Дети определяют первый звук в слове и заполняют клетки ребуса.
-МУЗЕЙ
Дети предполагают, что музей – это место, где хранят и показывают разные предметы - экспонаты. В музее много предметов, которые нам незнакомы.
В музее есть оружие и одежда и т. д.)
Слушают воспитателя и делятся впечатлениями из собственного опыта посещения музеев.
-Краеведческий музей хранит в себе всю историю края.
Интерактивная экскурсия - представляет собой не просто экскурсионную программу, в которой дети слушают экскурсовода или педагога, но и сами принимают активное участие в данном мероприятии
-Дети, вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много лет назад жили наши предки? К сожалению, учёные еще не изобрели машину времени, но у нас есть наш портфель экскурсовода с помощью которого мы отправимся в прошлое. В нашей группе имеется «портфель экскурсовода», в нем хранится материал для работы на разнообразных носителях.
Сегодня он с нами.
- Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень, но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты».
- Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена и мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.
Упражнение «Расскажи по схеме»
Воспитатель сообщает, что в музеях существуют правила поведения, обращает внимание детей на схему с изображением значков и предлагает детям рассказать по схеме правила поведения в музее.
Подводит итог: в музее нельзя шуметь, трогать руками экспонаты, перебивать экскурсовода, бегать, мешать другим посетителям.
-Чтобы отправиться в музей, нужно вспомнить три волшебных слова.
Первое слово – МУЗЕЙ.
Посещение музея как называется?
- Мы приходим в музей и нас с вами встречает….
-Да, экскурсию проводит экскурсовод.
-Молодцы! Вот мы и вспомнили второе волшебное слово.
Дети: Экскурсовод.
Дети высказывают свое мнение
В нашей группе имеется «портфель экскурсовода», в нем хранится материал про наш родной город Нижний Новгород
Итак, открыв чемоданчик, мы с вами попадаем в историю нашего города.
Город, основанный Юрием Всеволодовичем, находился на земле, которую на Руси называли Низовской. Оттуда и название Нижний Новгород.
У каждого города своя история. Ее нам сегодня расскажет экскурсовод.
Кому бы вы, ребята. Предложили сегодня провести экскурсию по нашему музею? (выбор экскурсовода).
Сегодня экскурсоводом будет Вера.
Детям предлагалось, в игровой форме погрузится в прошлые дни родного города. Мы путешествовали на машине времени в день основания родного города. В ходе экскурсии объясняли (посредством рассказа, демонстрации старых архивных фотографий) :
– зачем, когда и кто основал город Нижний Новгород;
– почему именно на этом месте основан наш город;
– в честь кого наш город был переименован и когда снова нашему городу вернулось его историческое название.
После просмотра видеосюжета дети активно отвечали на вопросы, интересовались подробностями, что говорит о высокой заинтересованности детей в истории родного города.
Все представленные фотографии старого Нижнего Новгорода дети рассматривали очень внимательно. В конце интерактивной экскурсии каждому ребенку предлагалось дать интервью корреспонденту о путешествии в прошлое. Они рассказывали, что узнали о Нижнем Новгороде из всего путешествия, а также делились впечатлениями.
Проводится игра «Знаете ли вы?»
• Сколько улиц и переулков в г. Нижнем Новгороде?
• Почему наш город называется городом трудовой доблести?
• Чем славится Нижний Новгород? Рассматривание фото заводов, достопримечательностей.
• А что еще есть у нас в городе для детей?
• Что есть у нас в городе для культурного отдыха?
• Что есть в городе для учебы?
- В каких музеях вы были с родителями? (ответы детей)
Все экспонаты в музеях уникальные (в единственном экземпляре, таких больше нигде нет. Они все - это культурное богатство нашего города (страны). Если они пропадут, а еще, если их увезут в другие страны, наш город много потеряет. И ни вы, ни ваши дети не смогут полюбоваться на редкие удивительные вещи.
2. Молодцы, ну а теперь посмотрите на экран. С помощью второго блока интерактивных экскурсий «Наш любимый – Нижний Новгород!», мы формировали знания территориального деления города на 8 районов, знакомили с особенностями города, с его достопримечательностями, парками и площадями, рассказывали об архитектуре и памятниках родного города, о знаменитых земляках прославивших нашу Нижегородскую землю. С этой целью были организованы и проведены следующие интерактивные экскурсии : «Прогулки по Нижегородскому Кремлю», «Нижний Новгород, любимый, до чего же ты красивый!», «Экскурсия по Московскому району», «Мы - нижегородцы!».
Просмотр презентации. Воспитатель проговаривает материал по каждому слайду.
3. Игра: Дидактическая игра "Собери город" :
Воспитатель предлагает детям с помощью специальной карты найти названия достопримечательностей города.
4. Ну а теперь представим, что мы с вами научные сотрудники и должны тихо, осмотреть экспонат. Гимнастика для глаз (дети следят за предметом, который показывает воспитатель только глазами, не поворачивая головы). И тут во время наблюдения мы обнаружили, что одна из статуй потрескалась, и реставратор должен ее починить.
Во время экскурсии дети радовались, узнавая себя и своих близких на фотографиях, все были заинтересованы тем, что же будет дальше. Надо отметить, что данное задание с совместной подготовкой к экскурсии детей с родителями явилось эффективным в работе по формированию представлений о родном городе.
В ходе экскурсии, некоторые дети рассказывали о том, кто с ними на фотографии и когда и где они сделали это фото.
В завершении экскурсии провели чаепитие. А все предоставленные фотографии оформили в альбом «Московский район – любимый район!»
5. Воспитатель уточняет у детей, какие виды музеев они запомнили из презентации и предлагает отправиться в зоологический музей, где экспонатами станут сами дети! Игра: «Зоологический музей».
Дети выходят на ковер, перевоплощаются в животных. Вторая команда должна угадать животное. За правильные ответ получают жетоны
Следующий зал воинской славы» Нам не забыть великий подвиг ваш»
Это зал памяти и раздумий. В судьбе малого городка отразилась судьба сотен тысяч таких городов нашей необъятной Отчизны, и судьбы людей оказавшиеся на переломном этапе гражданской войны, установления советской власти, коллективизации и вставших в июне 1941 года на защиту своего дома и страны.
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Их профессия называется археолог.
- А еще экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарители.
- Как называется выставка в музее? (экспозиция)
- В музее трудится много людей.
Какие профессии людей - работников музея вы знаете? (хранитель, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель и др.)
- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)
Научный сотрудник – собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует предметы старины.
Экскурсовод рассказывает, что очень часто экспонаты со временем теряют свой первоначальный вид.
-Что делать, чтобы экспонаты сохранились в музее?
Рассказывает детям, что экспонаты реставрируют, чтобы сохранить их
первоначальный вид, а занимается этим реставратор.
Игра «Реставратор»
Собирают предметы из частей (ваза, утюг, картина и др.) и называют музей, где хранится экспонат.
Экскурсовод :
-Наша экскурсия подходит к концу. Что вам понравились, и хочется посмотреть еще? Почему?
Воспитатель:
- Давайте сделаем фотографии наших на память и покажем родителям.
-А сейчас вы можете рассмотреть экспонаты поближе и поделиться своими впечатлениями с друзьями.
Рассматривают экспонаты. Сравнивают их, чем они похожи, чем отличаются. Высказывают свои мнения.
Слушают экскурсовода.
Ребята увлеченно слушают рассказ экскурсовода
-
Ребята увлеченно слушают рассказ экскурсовода
(их находят археологи, дарят люди).
- Скажи, как думаешь ты?
- Выскажи свое мнение
Повторяют новое слово
Примерные ответы детей (с моей помощью)
- Если вы затрудняетесь,можно спросить меня.
- Может стоит спросить у экскурсовода?
-Рада, что вы запомнили это слово.
- Подумай,что можно изменить!
- У вас все получится!
-Оригинально!
-Мы можем это делать вместе.
- Вместе мы справимся!
- Как интересно получилось!
- Неожиданный ход!
Дети делятся впечатлениями.
- Я рада, что вы так увлечены
-Здорово!
4 этап: способствуем проведению детской
рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывания детей
После возвращения в группу воспитатель предлагает детям поразмышлять на тему «Если бы я открыл музей, то…»
Игра «Размести экспонаты»(по разрезным картинкам)
Предлагает детям разместить экспонаты в музеи : выбирают музей для экспонатов, объясняют свой выбор, проверяют правильность выполнения задания
Воспитатель спрашивает:
Где сегодня побывали? Что нового узнали? Какой музей вы хотели бы посетить и почему?
Рассказывают о том, каким был бы музей : тематический, исторический, художественный и т. д., какие экспонаты собрали бы в свой музей.
- Отличная идея!
-Неожиданно!
- Мне нравится твоя идея!
Отвечают на вопросы воспитателя