Ксения Матвиенко
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
В условиях современной образовательной ситуации в нашей стране проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую актуальность. При существующей парадигме образования начальная школа выдвигает серьезные требования к уровню готовности детей к школе, что объясняет необходимость поиска путей совершенствования процесса формирования предпосылок учебной деятельности в рамках подготовки дошкольников к предстоящей учебной деятельности.
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в роли которых выступают возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в Стандарте и формируемые в дошкольной образовательной организации, соотносятся с универсальными учебными действиями, прописанными в Стандарте начального общего образования. В то же время для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. Понимание понятия «готовность к школе» остается прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы. В силу этого в науке разрабатываются вопросы оптимизации процесса подготовки детей к учебной деятельности.
Своеобразие дошкольной образовательной организации состоит в том, что оно является учреждением с приоритетом игровой деятельности, ведущим видом в дошкольном возрасте. В игре развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Льва Семеновича Выготского, Нины Иосифовны Гуткиной Алексея Николаевича Леонтьева, игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в ней формируются предпосылки учебной деятельности. Так же хотелось бы принять во внимание и положение Марьяны Михайловны Безруких, Александры Платоновны Усовой, что предпосылки учебной деятельности формируются в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр, но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер. В то же время мной не было найдено достаточное количество исследований, посвященных использованию игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Из этого возникает проблема: какое влияние оказывают конкретные виды игр на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста? Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, создает условия для овладения компонентами, присущими любой деятельности : ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Перечисленные умения могут рассматриваться и как составляющие учебной деятельности. При этом конкретные виды игр являются более эффективными для формирования конкретных предпосылок учебной деятельности : в сюжетно-ролевой игре происходит развитие самостоятельности, активности, настойчивости; в дидактических и подвижных играх с правилами ребенок учится обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится «деловому», содержательному общению со сверстниками. В любом виде игр ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат и ход своей деятельности, но и проконтролировать выполнение игровых действий, соблюдение игровых правил сверстниками, оценить результат своей и чужой деятельности.
На теоретическом уровне уточнено определение понятия «предпосылок учебной деятельности, под которыми понимаются базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированность системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности. Рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, выделю основные, которые включают в себя психологические ( достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; мотивация к учебной деятельности и т. д.); коммуникативные, или социальные (овладение общими способами действий, самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач, контроль за способом выполнения своих действий без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат). Успешность формирования предпосылок учебной деятельности во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности детей старшего дошкольного возраста и как он использует для этой цели игру. Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста используются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры с правилами и др. В любой игре ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат и ход своей деятельности, но и проконтролировать выполнение игровых действий, соблюдение игровых правил сверстниками, оценить результат своей и чужой деятельности. При такой организации «пусковым механизмом» деятельности становится сама задача игры.
Для выявления сформированности предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Мной были подобраны следующие диагностические методы и методики: «Незавершенная сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева) для выявления доминирования познавательного или игрового интереса детей, «Да и нет» (модификация Н. И. Гуткиной) - выявление сформированности произвольного внимания и памяти у детей, «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) - выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по инструкции; «Сапожки» (Н. И. Гуткина) - выявление способности к обучаемости детей старшего дошкольного возраста, использования незнакомых правил.
Игры для познавательных процессов и произвольности: «Найди ошибку», «Назови лишнее слово», «Закодируй слово», «Летает не летает», «Слушай хлопки», «Четыре стихии» и т. д.
Игры для формирования способности овладения общими способами действий, слушать и слышать, работать по инструкции; отделять свои действия от действий других детей : «Нарисуй домик», «Продолжи узор», «Скажи наоборот», «Угадай, что мы задумали», «Два мороза», «Что я загадала».
Игры для самостоятельного нахождения способов решения практических и познавательных задач: «Пройди по дорожке», «Впиши номера домов», «Соедини по точкам», «Проведи от малого к большому», «Продолжи ряд», «Повтори по схеме».
Игры для формирования контроля за способом выполнения своих действий без сопоставления реально производимого действия с образцом: «Лесенка», «Помоги пчелке собрать урожай».
Игры для формирования умения планировать деятельность, ориентируясь на ее результат: «Инсценировка», «Передвигай фигуру не дотрагиваясь».