МААМ-картинки

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Ксения Матвиенко
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

В условиях современной образовательной ситуации в нашей стране проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую актуальность. При существующей парадигме образования начальная школа выдвигает серьезные требования к уровню готовности детей к школе, что объясняет необходимость поиска путей совершенствования процесса формирования предпосылок учебной деятельности в рамках подготовки дошкольников к предстоящей учебной деятельности.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах

Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в роли которых выступают возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в Стандарте и формируемые в дошкольной образовательной организации, соотносятся с универсальными учебными действиями, прописанными в Стандарте начального общего образования. В то же время для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. Понимание понятия «готовность к школе» остается прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы. В силу этого в науке разрабатываются вопросы оптимизации процесса подготовки детей к учебной деятельности.

Своеобразие дошкольной образовательной организации состоит в том, что оно является учреждением с приоритетом игровой деятельности, ведущим видом в дошкольном возрасте. В игре развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Льва Семеновича Выготского, Нины Иосифовны Гуткиной Алексея Николаевича Леонтьева, игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в ней формируются предпосылки учебной деятельности. Так же хотелось бы принять во внимание и положение Марьяны Михайловны Безруких, Александры Платоновны Усовой, что предпосылки учебной деятельности формируются в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр, но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер. В то же время мной не было найдено достаточное количество исследований, посвященных использованию игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Из этого возникает проблема: какое влияние оказывают конкретные виды игр на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста? Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, создает условия для овладения компонентами, присущими любой деятельности : ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Перечисленные умения могут рассматриваться и как составляющие учебной деятельности. При этом конкретные виды игр являются более эффективными для формирования конкретных предпосылок учебной деятельности : в сюжетно-ролевой игре происходит развитие самостоятельности, активности, настойчивости; в дидактических и подвижных играх с правилами ребенок учится обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится «деловому», содержательному общению со сверстниками. В любом виде игр ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат и ход своей деятельности, но и проконтролировать выполнение игровых действий, соблюдение игровых правил сверстниками, оценить результат своей и чужой деятельности.

На теоретическом уровне уточнено определение понятия «предпосылок учебной деятельности, под которыми понимаются базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированность системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности. Рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, выделю основные, которые включают в себя психологические ( достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; мотивация к учебной деятельности и т. д.); коммуникативные, или социальные (овладение общими способами действий, самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач, контроль за способом выполнения своих действий без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат). Успешность формирования предпосылок учебной деятельности во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности детей старшего дошкольного возраста и как он использует для этой цели игру. Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста используются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры с правилами и др. В любой игре ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат и ход своей деятельности, но и проконтролировать выполнение игровых действий, соблюдение игровых правил сверстниками, оценить результат своей и чужой деятельности. При такой организации «пусковым механизмом» деятельности становится сама задача игры.

Для выявления сформированности предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Мной были подобраны следующие диагностические методы и методики: «Незавершенная сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева) для выявления доминирования познавательного или игрового интереса детей, «Да и нет» (модификация Н. И. Гуткиной) - выявление сформированности произвольного внимания и памяти у детей, «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) - выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по инструкции; «Сапожки» (Н. И. Гуткина) - выявление способности к обучаемости детей старшего дошкольного возраста, использования незнакомых правил.

Игры для познавательных процессов и произвольности: «Найди ошибку», «Назови лишнее слово», «Закодируй слово», «Летает не летает», «Слушай хлопки», «Четыре стихии» и т. д.

Игры для формирования способности овладения общими способами действий, слушать и слышать, работать по инструкции; отделять свои действия от действий других детей : «Нарисуй домик», «Продолжи узор», «Скажи наоборот», «Угадай, что мы задумали», «Два мороза», «Что я загадала».

Игры для самостоятельного нахождения способов решения практических и познавательных задач: «Пройди по дорожке», «Впиши номера домов», «Соедини по точкам», «Проведи от малого к большому», «Продолжи ряд», «Повтори по схеме».

Игры для формирования контроля за способом выполнения своих действий без сопоставления реально производимого действия с образцом: «Лесенка», «Помоги пчелке собрать урожай».

Игры для формирования умения планировать деятельность, ориентируясь на ее результат: «Инсценировка», «Передвигай фигуру не дотрагиваясь».

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 18:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Матвиенко (УИ 676815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД