Наталья Васильевна Фулавкина
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитатель должен строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. Поэтому перед воспитателями стоит особая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. Начинать реализовывать данную задачу важно уже с дошкольного возраста. Это закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада. На протяжении всего дошкольного периода воспитатели должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности. Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности делится на три основных компонента:
1) Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний:
- Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинноследственные связи между естественнонаучными явлениями и объектами.
- Умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
2) Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов:
- Владеет способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений в различных видах деятельности.
- Умение использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.
3) Способность применять методы естественнонаучного исследования
- Умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и определять адекватные методы для их решения.
- Умение следовать простому алгоритму в использовании методов.
- Способность сбора информации из разных источников о естественнонаучных явлениях.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети имеют возможность раскрыть тайны природы, уточнять знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность, где выводы делает сам ребенок.
Для успешного проведения опытов, исследований, необходимо создание мини-лабораторий или центра экспериментирования, в хорошо освещенном месте.
В них должны быть размещены различные материалы для исследований:
• образцы песка, глины, чернозема;
• образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
• камни (галька, гравий, керамзит);
• медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
• семена огородных культур;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности);
• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
• соль, сахар, лимонная кислота.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
• разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);
• шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
• увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
• измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
• фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
• компас, бинокль;
• пилочки, наждачная бумага, пипетки;
• губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;
• микроскопы, глобус.
В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Данный метод необходимо использовать во всех возрастах: в младшем возрасте планируются кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как внимание детей данного возраста неустойчивое. В среднем возрасте воспитанники уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, способны воспринимать окружающие предметы в деталях, поэтому содержание наблюдения усложняются: учатся рассматривать не только животных, но и растения, предлагается, как один, так и два объекта одновременно, например: «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ». Дети старшего возраста способны не только принимать познавательную задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности. Восприятие детей становится более дифференцированным, поэтому наблюдение становится всё более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения: «Сначала рассмотрим, какой кролик, потом – что и как он ест, как передвигается» и действовать в соответствии с ним. Применяя систематически метод наблюдения, у детей формируется : умение наблюдать, логически мыслить, понимать и называть явления природы (снегопад, гроза, туман и др.); умение видеть и выделять проблему; находить решение; анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Ещё одна из важных форм работы, способствующая формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников, является проектная деятельность. Проектная деятельность дает возможность объединить всех участников образовательного процесса: воспитатели, дети, родители. Использование проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире в работе оказывают игры: дидактические игры, подвижные, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игра — ведущая деятельность дошкольника, которая позволяет «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Использование игр природоведческого характера позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, познавательный интерес.
Не мало важную роль в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников играет использование в работе театрализованной деятельности. Театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Используя экологические постановки, решаются следующие задачи: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, важна специальная развивающая среда. Так оформленный в группе центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых знакомлю детей с потребностями растений, учу находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. Дети систематически наблюдают, ухаживают за растениями. Оформленный календарь погоды со схемами изображений погодных явлений, позволяет детям наблюдать за погодой, фиксировать погоду и состояние живой природы, вставлять картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.
Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Таким образом, формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность к использованию новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.