Елисеева Тамара Анатольевна
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста путем укрепления мышечного корсета
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос. По комплексу медицинских и психо-педагогических критериев к систематическому обучению в школе не готов каждый третий ребенок 7 лет. Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая о том, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, мышечной слабостью, отдышкой, нарушением обмена веществ, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие и т. д.). Назрела необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы – сохранения и укрепления здоровья детей путем здоровье сберегающих технологий. Особое место среди технологий здоровье сбережения занимает сохранение правильной осанки. Ведь умение держать спинку ровно помогает дошкольнику не только эстетично выглядеть, но и оказывает благотворное влияние на состояние здоровья. Осанка – это привычное положение тела в покое и в движении. Формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания ребенка. Осанка – понятие функциональное, следовательно, она не является чем-то постоянным и зависит от психоэмоционального состояния, определяющего мышечный контур тела, формы позвоночника, ног, стоп, развития мускулатуры туловища и приобретенных навыков и умений. В связи с этим, важно поддерживать гармоничность и стройность фигуры в любом возрастном периоде, иметь энергичную, легкую, изящную походку, мягкие движения. Правильная осанка - имеет большое гигиеническое и эстетическое значение. При правильной осанке внутренние органы растут свободно, не встречая препятствий, и хорошо функционируют. Это обеспечивает высокую физическую и интеллектуальную работоспособность человека, определяет продолжительность его жизни. Человек с правильной осанкой своим внешним видом, манерами, красивой походкой доставляет эстетическое наслаждение окружающим людям. Для таких людей характерно преобладание положительного эмоционального состояния, бодрость, коммуникабельность, жизнерадостность, уверенность в своих силах, высокое статусное положение в обществе. С такими людьми приятно общаться и осуществлять совместную профессиональную деятельность. До семи лет осанка у ребенка находится в процесс формирования. В этот период он активно растет, осваивает двигательные навыки, привыкает к определенным позам. Важно не просмотреть возможные отклонения в формировании осанки и вовремя вмешаться для их коррекции. Мы рассмотрим формирование правильной осанки ребенка на примере укрепления мышечного корсета при помощи «тачки-каталки». У нас в детском саду их 20 штук. Я применяю их на своих физкультурных занятиях в виде общеразвивающих упражнений или в эстафетах. Можно на них кататься одному ребенку, либо парами. Выглядит она таким образом: мебельная, квадратная доска 34 на 34 см. с закругленными краями, к каждому углу доски, прикручены четыре мебельных колеса. На ней удобно кататься в различных направлениях, и из различных исходных положений. «Тачка – каталка» очень нравится детям. При ее применении укрепляются мышцы верхних конечностей, поперечные группы мышц брюшной полости, которые в естественном положении поддерживают внутренние органы, тазовые мышцы, соединительные ткани в пояснично-грудном отделе, они стабилизируют позвоночник и являются его опорой, многораздельные мышцы в заднем участке позвоночника, равномерно распределяют нагрузку на каждый позвонок. При регулярных занятиях ребенок ощущает прилив сил и энергии, повышается настроение, улучшается общее самочувствие. Рассмотрим небольшой комплекс физических упражнений на «Тачке-каталке» :
Темочки:
1. И. П. – лежа на «тачке-каталке» на животе, руки на полу, согнуты в локтях на уровне плеч, ноги вместе на вису
1 – 4 – прокат вперед, отталкиваясь руками
5 – 8 – прокат назад в И. П.
Упражнение повторить 5 – 6 раз.
2. И. П. – тоже, что и в первом
1 – 4 – круговые вращения вправо, отталкиваясь руками поочередно, ноги на вису
5 – 8 – круговые вращения влево
Упражнение повторить 4 – 5 раз.
3. И. П. – сед на коленях на «тачке-каталке», руки на полу
1 – 4 прокат вперед, толчок руками
1 - 2 –разворот вправо
1- 4 – прокат назад, разворот вправо в И. П.
Упражнение сделать 4 – 5 раз.
4. И. П. – тоже, что и в третьем
1 – 8 – прокат вперед, разворот влево
Упражнение сделать 4 – 5 раз.
5. И. П. – сед на «тачке-каталке» на коленях, руки на полу
1 – 4 – круговые вращения вправо, толчок руками
5 – 8 – круговые вращения влево, толчок руками
Упражнение повторить 5 – 6 раз.
6. И. П. – лежа на «тачке-каталке» на животе, руки в упоре на полу
1 – 8 – прокат по восьмерке между двумя фишками
Упражнение повторить 2 раза.
7. И. П. – руки держат «тачку-каталку» за края по середине с двух сторон, ноги согнуты в коленях на ширине плеч
1 – 4 – бег вперед до фишки, разворот вправо вокруг фишки
5 – 8 - бег назад в И. П.
Упражнение повторить 3 раза.
8. И. П. – тоже самое, что и в седьмом
1 – 4 – бег до фишки, разворот влево вокруг фишки
5 – 8 – бег назад в И. П.
Упражнение повторить 3 раза.
9. И. П. – лежа на животе, руки в упоре на полу, ноги прямые на вису
1 – 8 – свободное катание в любых направлениях.
10. И. П. – сед на коленях, руки на полу
1 – 8 – свободное катание в любых направлениях.
11. И. П. – сед на «тачке-каталке», руки держатся за края, ноги согнуты в коленях на полу
1 – 4 – прокат вперед отталкиваясь ногами
5 – 8 – прокат назад в И. П.
Упражнение повторить 4 – 5 раз.
Прежде чем начать выполнение тех или иных упражнений, необходимо провести разминку.
Также нужно соблюдать правила техники безопасности:
- следить за тем, чтобы не было столкновений
- соблюдать дистанцию при выполнении упражнений
- следить за длинными волосами девочек, чтобы они не попадали под
колеса «тачки-каталки»
- следить за руками, чтобы не было наездов на них колесами соседней
«тачки-каталки»
- держать «тачку-каталку» за края руками
- лежать на ней на животе посередине, а не на груди.
Подводя итоги хочется подчеркнуть, что формирование правильной осанки у детей посредством физических упражнений на «тачке-каталке» будет происходить гораздо быстрее и эффективнее, незаметно для ребенка, те физические усилия, которые дошкольник приложит выполняя эти упражнения, помогут ему комплексно укрепить свое телосложение и здоровье.