Ирина Кацюба
Формирование правильного звукопроизношения у детей с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного звукопроизношения у детей с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений
учитель-логопед И. А. Кацюба
Одним из факторов определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи является частота повторений правильно произносимого звука. В практике детских садов логопеды дают задания на автоматизацию поставленных звуков (воспитателям и родителям). Однако, не секрет, что некоторые родители не обладают достаточными знаниями, а зачастую и желанием, необходимым для такой работы.
Публикация «Формирование правильного звукопроизношения у детей с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подвижные игры для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Логопед сталкивается с тем, что формированием правильного звукопроизношения занимается только он и воспитатели. Решение этой задачи возможно путём организации коррекционно-воспитательного процесса так, чтобы задача формирования правильного звукопроизношения решалась в течении всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включались в различные режимные моменты.
Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. В тоже время, ритм речи, особенно стихотворной, способствует координации движений, общей, тонкой и произвольной моторики. Одновременно с этим, речевые упражнения связанные с движением, не утомляют детей, снимают статическое напряжение, и, преподнесённые в игровой форме, помогают удержать внимание малышей. Предлагаемые небольшими дозами в течении дня, они приучат детей контролировать своё произношение в различных ситуациях; на прогулке, на занятиях, в игре.
Организовать коррекционную работу нужно так, чтобы в течение всего дня дети сталкивались с необходимостью слушать, различать и правильно произносить закреплённый звук.
Например, начиная день с утренней гимнастики, включить в неё упражнения на звукопроизношение.
На стадии автоматизации в слове, во фразе, в тексте можно использовать логоритмические упражнения, тексты к которым насыщены изучаемым звуком. Занятия по продуктивным видам деятельности предваряет пальчиковая логоритмика, тексты для которой также подбираются и адаптируются с целью выполнения речевой задачи. Причём обязательно учитываются речевые возможности детей. Если звук автоматизируется на уровне изолированного произношения или слога – подбираются имитационные игры, слоговые упражнения. Если доступен уровень слова – чистоговорки.
Для физкультурных занятий целесообразно подбирать подвижные игры и логоритмические упражнения, закрепляющие произношение тех или иных звуков. Система физминуток, которые применяются на самых разных занятиях, требующих от детей усидчивости, тоже продумывается заранее. Для формирования правильного звукопроизношения используется и часть времени отведённого для прогулки (подвижные игры, теневые и пальчиковые театры.
Такая организация работы не исключает необходимости проведения специальных занятий по формированию правильного звукопроизношения, но способствует наиболее быстрому достижению цели.
Список литературы
1. Власова Т. М., Прафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. –М. ; «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1966.
3. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб. : «Дельта», 1977.
.