Фазылова Магиджамал Алихановна
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов.
Н. Н. Поддъяков
Публикация «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр» размещена в разделах
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно.
Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Как сделать так, чтобы ребенок захотел УЗНАТЬ? Как, не навязывая и не заставляя, пробудить в нем ИНТЕРЕС?
Как показала практика, форма для детей важнее, чем её содержание.
Мне помогают развивающие игры.
Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности. Игра - наиболее доступный для детей способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Одним из способов развития познавательных способностей являются познавательные игры. Они делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Игры-головоломки я начинаю внедрять в образовательную деятельность с детьми в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Все игры-головоломки представляют собой геометрическую фигуру, которая имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр.
Игровую деятельность детей организую с постепенным усложнением используемых в играх образцов: от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Составляя силуэты по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его, но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей. Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, ребенок имеет возможность высказать вслух предположение о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Благодаря образцу цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает у него положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и целенаправленную поисковую деятельность. Приобретенные умения
Занимательный математический материал
Развлечения Математические (логические) игры, задачи, упражнения Дидактические игры и упражнения
Загадки,
задачи-шутки,
ребусы,
кроссворды,
головоломки,
математические квадраты,
математические фокусы. "Танграм"
"Стомахион"
"Гексатрион"
"Пифагор"
"Колумбово яйцо"
"Кубики для всех" С блоками,
кубиками,
на включение
нахождение Шашки,
шахматы Словесные С нагл. матер. Словесные
позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу
В своей работе я использовала следующие игры:
ТАНГРАМ
Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, фигур, цифр, букв и т. д. Игра очень проста. Квадрат ( величина его практически может быть любой: 5+ 5, 7+7, 10+10, 12+12 см и т. д.) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади
равный квадрату.
Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно- волевых качеств личности.
При составлении силуэтов взрослый постоянный напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг другу.
Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком.
ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
Игра «Волшебный круг» дает возможность создавать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и т. д. Округлость форм придает им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно- ролевые игры.
Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам». Величина круга существенного значения не имеет: большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие - на столе.
В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребенок использует все детали одного- двух наборов.
ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА
Эта игра напоминает «Танграм» : квадрат делится на семь частей. Однако детали игры получаются иные. Эту общность и различия в играх можно показать детям. В набор «Головоломки Пифагора» входят два квадрата (большой и маленький, четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм.
Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.
Самый простой вариант — игры- это создание силуэтного изображения путем последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, что и набор для игры. Такой способ действия практически исключает поиски, пробы, ошибки. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчлененным образцом, хотя это более сложная для ребенка задача. Если образцы берутся большего или меньшего размера, чем создаваемое силуэтное изображение, то ребенок постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий.
Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки, неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности.
Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющие разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, заданий и т. д.
ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА
Игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т. д.
Все действия ребенка целесообразно облечь в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в выдвижении замысла, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность. Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета.
КОЛУМБОВО ЯЙЦО
Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «Колумбово яйцо». Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна.
Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. Для этого предлагаю распечатать нижеприведенные схемы, ребенок будет собирать фигурки, смотря на шаблон.
Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.
Использование игр-головоломок в непосредственной образовательной, а также в свободной игровой деятельности с детьми, привело к тому, что к концу учебного года возрос интерес детей к этим играм. Об этом свидетельствуют результаты проведенного мною мониторинга.
Мониторинг по видам деятельности детей на занятиях по математике в старшей группе (2019-2020 уч. г.)
1. Работа с карточками – 50%.
2. Работа с дидактическим материалом – 45%.
3. Решение математических задач – 10%.
4. Работа в тетради – 60%.
5. Логические игры (игры головоломки) – 30%.
6. Работа со схемами – 42%.
1. Работа с карточками – 52%.
2. Работа с дидактическим материалом – 45%.
3. Решение математических задач – 30%.
4. Работа в тетради – 65%.
5. Логические игры (игры –головоломки) –75%.
6. Работа со схемами – 50%.