Папки-передвижки

Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности

Валентина Иванова
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Процесс познания – творческий процесс. Экспериментирование пробуждает познавательную активность детей. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка. Соприкасаясь с миром, он ежеминутно исследует, экспериментирует и познает.

Публикация «Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Взрослые привыкли передавать знания ребенку в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться - наша задача.

В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.

При организации экспериментальной исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая ни в коей мере не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решать ее успешно.

Как направить любознательность наших детей в мирное русло? Как ответить на множество детских вопросов: Почему идет дождь? Откуда берется снег? Откуда и почему дует ветер?

Великое множество вопросов возникает у малышей. Не спешите давать ребенку готовый ответ на его вопросы, позвольте ему подумать самому, попытайтесь смоделировать ту или иную ситуацию, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности :

расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

развивать стремление к исследовательско- познавательной деятельности;

формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать вывод из них;

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

стимулировать желание экспериментировать.

При организации исследовательской деятельности используются следующие формы работы : НОД, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, беседы познавательного характера, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, трудовые поручения.

Организация развивающей среды- одно из главных условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. При оборудовании мини- лаборатории необходимо учесть такие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, доступность расположения, достаточность и разнообразность материала. В процессе работы она постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Для развития познавательной активности и поддержанию интереса к экспериментальной деятельности в мини- лаборатории необходимы:

приборы-помощники (весы, лупы, магниты, песочные часы и т. д. ;

разнообразные сосуды из различных материалов);

природный материал (песок, глина, камешки, ракушки, семена растений, шишки, мох);

бросовый материал (проволока, пробки, кусочки ткани, мех, пластмасса, кусочки дерева, кусочки кожи и т. д.);

разные виды бумаги;

технические материалы (гайки, болты, скрепки, гвозди и т. д.);

красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);

медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши);

прочие материалы (воздушные шары, зеркала, деревянные палочки, соль, сахар, мука, мел и т. д.).

Для осуществления исследовательской деятельности с детьми собраны методические материалы:

рекомендации по организации опытно- экспериментальной деятельности;

конспекты НОД по ознакомлению детей с живой и неживой природой;

картотека опытов;

карточки- схемы;

методическая литература.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Важно включать исследовательскую деятельность в игру, прогулки, наблюдения, труд, самостоятельную деятельность. Основное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его связи с другими объектами, обогащается память ребенка, активизируется мышление, развивается речь, происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности, они задают больше вопросов, проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связь между свойствами предметов и их использованием.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. Мозаика- Синтез, 2007 (методическое пособие)

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Содержание Введение Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста Использование метода проектов для развития.

Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Конспект непосредственно.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей с использованием исследовательской технологии Тема: «Пришла весна» Группа: старшая Воспитатель: Ерёменко Наталья Николаевна Применяемая технология: технология исследовательская Цель: -развивать логическое.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница Водица» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Проект.

Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками»Проект «Развитие музыкальных способностей детей 5–7 лет в опытно-экспериментальной деятельности со звуками» Вид проекта: творческо-исследовательский. Сроки реализации: октябрь – май 2016 г. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники: дети.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Тема: «Организация опытно — исследовательской деятельности дошкольников» Цель познавательно – исследовательской деятельности ребенка: активно – деятельностное познание окружающего мира. 1. Структура детского исследования.

Влияния дидактических игр на формирование познавательных способностей у детей Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 13 октября 2017 в 01:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Иванова (УИ 598672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД