Валентина Иванова
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Процесс познания – творческий процесс. Экспериментирование пробуждает познавательную активность детей. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка. Соприкасаясь с миром, он ежеминутно исследует, экспериментирует и познает.
Публикация «Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
Взрослые привыкли передавать знания ребенку в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться - наша задача.
В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.
При организации экспериментальной исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая ни в коей мере не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решать ее успешно.
Как направить любознательность наших детей в мирное русло? Как ответить на множество детских вопросов: Почему идет дождь? Откуда берется снег? Откуда и почему дует ветер?
Великое множество вопросов возникает у малышей. Не спешите давать ребенку готовый ответ на его вопросы, позвольте ему подумать самому, попытайтесь смоделировать ту или иную ситуацию, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
развивать стремление к исследовательско- познавательной деятельности;
формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать вывод из них;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
стимулировать желание экспериментировать.
При организации исследовательской деятельности используются следующие формы работы : НОД, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, беседы познавательного характера, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, трудовые поручения.
Организация развивающей среды- одно из главных условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. При оборудовании мини- лаборатории необходимо учесть такие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, доступность расположения, достаточность и разнообразность материала. В процессе работы она постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Для развития познавательной активности и поддержанию интереса к экспериментальной деятельности в мини- лаборатории необходимы:
приборы-помощники (весы, лупы, магниты, песочные часы и т. д. ;
разнообразные сосуды из различных материалов);
природный материал (песок, глина, камешки, ракушки, семена растений, шишки, мох);
бросовый материал (проволока, пробки, кусочки ткани, мех, пластмасса, кусочки дерева, кусочки кожи и т. д.);
разные виды бумаги;
технические материалы (гайки, болты, скрепки, гвозди и т. д.);
красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);
медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши);
прочие материалы (воздушные шары, зеркала, деревянные палочки, соль, сахар, мука, мел и т. д.).
Для осуществления исследовательской деятельности с детьми собраны методические материалы:
рекомендации по организации опытно- экспериментальной деятельности;
конспекты НОД по ознакомлению детей с живой и неживой природой;
картотека опытов;
карточки- схемы;
методическая литература.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Важно включать исследовательскую деятельность в игру, прогулки, наблюдения, труд, самостоятельную деятельность. Основное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его связи с другими объектами, обогащается память ребенка, активизируется мышление, развивается речь, происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности, они задают больше вопросов, проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связь между свойствами предметов и их использованием.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. Мозаика- Синтез, 2007 (методическое пособие)
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999