Попова Людмила Викторовна
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Понятие «познавательный процесс»
3. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Пути положительного отношения к познанию у детей старшего дошкольного возраста
5. Заключение
1. Введение
Публикация «Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных направлений модернизации дошкольного образования является «развитие самостоятельности, любознательности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности» [1]
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни - это процесс формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Как отмечает Л. А. Венгер, «ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. [2] Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т. д.).
2. Понятие «познавательный процесс»
Познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Познавательные способности относятся к общим способностям, т. е. находят применение и развиваются в процессе усвоения знаний по различным разделам образовательных программ. Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость, особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т. д. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют ввиду развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения. Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности,научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что обучаемость ребенка зависит, в основном, от характера и степени сформированности познавательных процессов, под термином «обучаемость» следует понимать: владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции-анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. п.)-владение приемами деятельности- в данном случае игровой, т. к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения- выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т. п.). Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н, Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста. [3]
3. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Так, для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение) : память : преобладает непроизвольная образная память; все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими процессами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта обобщения ребенка с взрослым и сверстниками развития памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию- долговременная память; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала. Внимание: происходит дальнейшее развитие и формирование основных свойств внимания- развивается произвольность, увеличивается способность к произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания становятся произвольными, т. е. осознанными и управляемыми и управляемыми самим ребенком с сознательной целью. Ощущения и восприятие: происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений- качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаще прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т. е. сознательно и осознанно и он к ним прислушивается и строить с ними свое поведение. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на все более развивающиеся свойства восприятия- предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится все более осмысленным, формируется способность к апперцепции, т. е. начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, движения и т. д.) продолжают развивать и все чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях. Воображение: преобладает произвольный характер, предполагая создания замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью- превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Мышление: наглядно-образное, развивается словесно-логическая форма, зарождаются задатки абстрактной формы мышления; мышление приобретает характеристику внеситуативности, т. е. ребенок решает мысленные задачи в представлении; мышление становится проблемным, т. е. развивается способность к самостоятельному анализу, синтезу, абстрагированию, установлению причинно-следственных связей и, как следствие, ребенок решает возникающую перед ним умственную проблему; возникает понимание причинности явлений, что является показателем развития рассуждений, которые являются способом решения определенных мыслительных задач; формируется иное отношение к умственной и практической деятельности, когда возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок- дошкольник переходит от использования готовых связной и отношений к «откровению» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы; формируются предпосылки качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость. При рассмотрении вопроса об особенностях познавательного развития, т. е. особенностей развития и формирования познавательных процессов, необходимо помнить о тесной взаимосвязи, взаимообусловленности мышления и речи. Согласно теории Л. С. Выготского, существует тесная связь между мышлением и речью. Развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. [4] 4. Пути положительного отношения к познанию у детей старшего дошкольного возраста
В исследованиях Н. Н. Поддъякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. [5]
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако : информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность, хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
На протяжении дошкольного возраста познавательная активность проходит сложный путь развития от простых ориентировок, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между полученными знаниями и возникшими в процессе деятельности навыками. ФГОС ДО трактует этот путь «как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой» [1]. К этим этапам относят[6] : 1. Любопытство, проявление которого на этом этапе определяется избирательным отношением к любому предмету, обусловленное внешними признаками, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. 2. Любознательность характеризуется на этом этапе активным видением мира, проявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за пределы увиденного и познанного. Именно в дошкольном возрасте любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности в целом. Эта стадия отличается проявлением сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности.
Систематическая активная самостоятельная “поисковая” деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной “поисковой” деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, вне положенных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти счастливой и гармоничной личностью.
Заключение
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно только при наличии развивающей среды.
Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах).
Показателем познавательного интереса будет, если дети:
• Думают (анализируют, обобщают, доказывают)
• Удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне
• Внимательны, настойчивы, проявляют волю
• Фантазируют (предвосхищают, создают новые образы
Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием» [7]
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (принят 17 октября 2013 г., вступил в силу 1 января 2014г.)
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М., 1989
3. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей//Вопросы психологии» 1960 №1
4. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М. : Наука,2001
5. Поддъяков А. Н. «Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт» М. ,2000
6. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности. Опыты, эксперименты, игры (Текст)/ Н. В. Нищева-СПб
7. Тугущева Г. П., Чистякова А. Е. «Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Текст)/ Г. П. Тугущева, А. Е. Чистякова-Методическое пособие. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013-128с.