татьяна загороднева
Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе
Автор доклада: Загороднева Т. И. - воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Тема моего доклада «Формирование познавательной деятельности детей 2-3 лет в первой младшей группе
Публикация «Формирование познавательной деятельности детей 2–3 лет в первой младшей группе» размещена в разделах
Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы, как бы с разных сторон, и его интересуют их внешние «Что?», «Кто?», «Какой?», и внутренние характеристики «Для чего?», «Как?». Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов 2х-трехлетний ребенок не может.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие», в примерной комплексной образовательной программе дошкольного образования ИСТОКИ под редакцией Л. А. Парамоновой, для детей третьего года жизни реализуется в 3-ех направлениях:
- Предметная деятельность.
- Формирование представлений об окружающем мире.
- Конструирование из строительного материала.
Как известно, детям очень интересны предметы и явления окружающего мира. Они всегда рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением, слушают звучание. Зная о том, что внимание у малышей неустойчивое, то на первых порах привлекают 2-3детей. При этом мы ненавязчиво предлагаем своим воспитанникам разнообразные виды деятельности. Игровые занятия, проблемные ситуации, дидактические игры, позволяют ребенку включаться в активную деятельность и открывают ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявляют тогда инициативу и творчество.
Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ стоят следующие образовательные задачи:
1. Формирование умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма, три грации величины (большой, поменьше, маленький)
2. Развитие способности устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина, сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;
3. Развитие действий по использованию сенсорных эталонов;
4. Совершенствование предметно-орудийных действий, развитие координированных движений обеих рук и мелкой моторики
Сначала я знакомлю детей с цветом
-упражняю детей в умении сопоставлять цвета, способствую закреплению знаний о системе цветов;
Затем формирую представления о форме предмета, знакомлю детей с плоскими геометрическими фигурами и объемными телами с помощью кубиков Дьениша.
Потом провожу игры на сравнение предметов по величине (высоте, ширине); на собирание пирамидки из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 3-4 цвета; на собирание матрешки; использую сортеры.
Использую приемы наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме.
Используя блоки Дьениша учу детей выделять цвет, форму и величину предметов.
Далее провожу игры-занятия с применением сачков для ловли игрушечных рыбок или шариков из емкости; игры на закручивание крышечек (например сигналы светофора, пятнышки на крыльях бабочки, колеса машинки, солнышко); организую действия с игрушками, имитирующими орудия труда (даю детям верстачок, в которым они заколачивают втулочки); предлагаю собрать картинки из 2-4 частей (из кубиков, дощечек, бумаги) по образцу.
Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ стоят следующие образовательные задачи:
-Формирование первых представлений : о людях, их деятельности; о предметах, их свойствах и функциональном назначении; о природных явлениях; поддержание интереса к ближайшему окружению.
Я использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:
-о внешнем виде человека, его физических особенностях (Прошу показать детей где у куклы глаза, нос, рот на лице; Показать, что у куклы есть руки, ноги, голова);
- о деятельности близких людях (мама гладит – погладим белье, как мама; папа забивает гвоздь; бабушка готовит, вяжет; дедушка читает газету)
-пище (Угостим куклу яблоком, грушей, виноградом., блюдах (Сварим кукле суп, кашу, кисель)
Я использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:
-о предметах быта (Уложим куклу в кровать, угостим кукол обедом – накроем на стол); личных вещах (Оденем куклу на прогулку);
Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:
-о живой природе – растительный мир (деревья, трава, цветы, домашних растениях (Ухаживаем за цветком (поливаем); о домашних и диких животных и их детенышей (У собаки щенок, у кошки котенок);
- о неживой природе: о воде в быту (льется, теплая, холодная, в воде купаются, стирают);
Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:
- о явлениях природы: времена года и их особенности (зимой холодно, летом жарко, осенью дождливо, весной бегут ручьи);
Использую дидактические игры на формирование элементарных представлений:
-о некоторых профессиях (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, военный защищает Родину).
Для младшего возраста 2-3лет в области познавательного развития по направлению КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И КРУПНЫХ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА ТИПА «ЛЕГО» стоят следующие образовательные задачи:
- Открытие детям возможности создания целого из частей путем организации сюжетного конструирования.
- Развитие первых пространственных представлений (высокий-низкий, длинный – короткий).
Здесь я использую дидактические игры на:
-знакомство детей с простыми способами конструирования: наложения и приложения одной детали к другой;
-сюжетное конструирование простых конструкций (Построим длинною лавочку для матрешек из кирпичиков, высокую башенку из кубиков для петушка, широкую и узкую дорожки для кукол, ворота, забор,стульчик для маленького и большого мишки и т. д.)
Для развития познавательных действий у детей возможно при наличии развивающей среды. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка группы имеет большое развивающее значение. Окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.
Постоянная, непрерывная работа способствует познавательному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительным
ИСТОЧНИКИ:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко», основанная на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». ( Авторский коллектив: Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Издательство: Творческий центр «Сфера»; Москва 2011г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г №1155);
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13); Издательство: «Просвещение», 2013г;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програмам - образовательным программам дошкольного образования"