Мария Зайцева
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в период совершенствования системы образования остро встает вопрос о поиске условий организации коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Кроме того, важную роль в работе ДОУ играет развитие познавательной сферы дошкольников, ведь процесс обучения невозможен без сформированности познавательных процессов.
Публикация «Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики ребенка в целом или отдельных ее компонентов, замедление темпа реализации потенциальных психических и физических возможностей, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений об окружающем мире, незрелостью мышления, интеллектуальной сферы, быстрой её истощаемости, преобладании игровой деятельности [2].
Недостаточный уровень развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития приводит к снижению уровня работоспособности и усвоения получаемой информации. Отсюда возникают дальнейшие трудности и преграды на пути к получению и усвоению информации, соответствующей определенной возрастной категории детей с нормальным развитием.
У большинства детей с ЗПР отсутствует мотивация, или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.
Реализуя работу по формированию познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром, мы выделяем следующие направления:
- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием настольных дидактических игр;
- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием рисования;
- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием мультимедийных презентаций.
В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность детей с ЗПР, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. Одним из таких эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их воле- вую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра «Собери в корзину». Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Целью занятий с использованием рисования является не только формирование познавательной активности, но и самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей детей с ЗПР.
Среди различных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной) дети с ЗПР выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Дети с ЗПР про- являют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. Одной из задач изобразительной деятельности для развития познавательной активности у детей с ЗПР является – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Занятия по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятель- ности (рисования) способствуют тому, что:
- у детей формируются навыки наблюдения;
- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
- дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;
- развиваются зрительная и двигательная память;
- дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
- у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
В своей работе мы активно используем мультимедийные презентации. Как самостоятельно выполненные, так и из интернет-источников. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения. Мультимедийная презентация:
- дает возможность моделировать различные ситуации и среды;
- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;
- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавлива- ются для применения на практике после краткого повторения;
- занятия-презентации вызывают большой интерес у детей, надолго привлекают внимание. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются раз- личные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактогра- фическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекатель- ными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Таким образом, используя дидактические игры, рисование, мультимедийные презен- тации как средства для формирования познавательной активности у детей с ЗПР улучшились показатели по всем параметрам.