Екатерина Якубенко
Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Свой педагогический опыт я представляем в виде проекта, тема которого «Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников в исследовательской деятельности на основе педагогической технологии «Путешествие по карте».
Проблема: Поиск эффективных технологий в совместной исследовательской деятельности детей для формирования познавательной активности и инициативы старших дошкольников.
Публикация «Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, которые доступны дошкольникам и позволяют занять им активную исследовательскую позицию. Это опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, в том числе и путешествие по карте.
«Путешествие по карте» – это такой тип исследования, при котором у детей происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представлений о пространстве мира, частях света и родной стране.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящим в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогами встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.
Цель: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающей природе, формирование целостной картины мира, родной страны и родного края на основе минипедтехнологии «Путешествие по карте».
Задачи:
применить диагностику для выявления уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;
изучение имеющегося опыта работы группы на основе традиционных методов и приемов по познавательному развитию;
используя технологию «Путешествие по карте», с учетом выявленных проблем создать систему работы для формирования у детей познавательной активности и инициативы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продукт: «Календарь путешествий на год», методические разработки перспективных, календарно-тематических планов и конспектов НОД, детские мини-проекты «Заметки путешественника».
Участники: воспитатель, родители, дети.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Этапы / содержание / виды деятельности.
I этап – диагностический.
Диагностика проводилась по следующим критериям:
наличие интереса к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, умение устанавливать различные взаимосвязи; владение системой эталонов;
познавательный интерес к социальным явлениям, к прошлому и настоящему жизни страны, к жизни людей в родной стране и многообразию народов, ее населяющих;
знание названия своего города и страны, ее государственных символов, имя действующего президента, некоторых достопримечательностей города и страны;
наличие некоторых представлений об истории города, страны;
навыки организации и осуществления познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с собственными замыслами;
широта кругозора, способность интересно и с увлечением делится своими впечатлениями с взрослыми и сверстниками.
В результате наблюдений и проведенной диагностики по познавательному развитию было выявлено, что дети:
не умеют «читать» простейшую графическую информацию в виде плана, схемы, карты, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);
редко проявляют умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм и использовать его в познавательно-исследовательской деятельности;
имеют недостаточные представления о родной стране, ее символике, о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, что Москва — главный город, столица нашей Родины; о малой Родине Республике Крым, о достопримечательностях полуострова, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край;
имеют недостаточные знания о многообразии растительного и животного мира родного края, об особенностях их приспособления к окружающей среде;
демонстрируют недостаточную активность в разных видах познавательной деятельности; редко по собственной инициативе экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют сообразительность в процессе их решения;
не имеют сформированных навыков участия в проектно-исследовательской деятельности, не умеют презентовать проект в кругу сверстников.
II этап – информационно-аналитический предполагает изучение опыта работы группы по познавательному развитию старших дошкольников.
III этап – подготовительный.
Обогащение предметной развивающей образовательной среды группы через использование различных материалов для путешествия по карте:
Глобус.
Карта России, атласы, контурная карта Крыма, карты различных областей.
Глобус и карты нужны в качестве постоянного материала, так как служат наглядностью целостного пространства родной страны и находятся в развивающей среде группы в свободном доступе, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.
Иллюстрации видов транспорта.
Энциклопедии, художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
Фотографии, иллюстрации с изображением природных ландшафтов, жизненной среды и типичных занятий населения.
Карточки с изображением представителей растительного и животного мира.
Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту.
Лаборатория с материалами для опытов, исследований.
Альбомы по теме «Заметки путешественника».
Макеты.
Видеотека (презентации, видеозаписи о достопримечательностях).
Аудиозаписи природных явлений, произведений композиторов.
Создание системы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте».
За основу мы взяли методику Коротковой Н. А. из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Придерживаясь тем, предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности по познавательному развитию в перспективном и календарно-тематическом планировании, учитывая имеющиеся представления и интересы детей. Совместно мы составили «Календарь путешествий на год», где распределили последовательность посещения различных областей нашей страны. Данный прием помог детям ощутить свою полноправную роль в данной деятельности, так как они смогли отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения.
Н. А. Короткова предложила алгоритм «Путешествие по карте» :
выбор пункта назначения;
выбор транспортного средства передвижения;
определение маршрута и прокладывание его цветными маркерами на карте;
высказывание предположений о том, кто и что может встретиться в пути в данной местности, что дети знают о пункте назначения;
само путешествие, познавательно-исследовательская деятельность, заполнение карты метками (животные, растения и т. д.);
подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Этому алгоритму мы следовали при организации познавательной деятельности с детьми.
IV этап – основной.
Сначала была организована образовательная деятельность по познавательно развитию, тема которой «Помощники в путешествии: глобус, карта, компас».
Цель: познакомить детей с глобусом – моделью Земного шара, дать элементарные представления о том, что существуют разные виды карт, на которых изображены разные области Земли, они отличаются по своим природным условиям и изображаются по-разному.
В ходе этой деятельности мы с детьми рассмотрели и определили, каким цветом обозначены на карте разные природные зоны: горы – коричневые, вода – голубая, лес – зеленый, песок – желтый. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности. Познакомились с компасом, научились с помощью него определять стороны света, изучили условные обозначения на карте рек, озер, морей, городов и т. д.
Также был определен план, по которому мы будем изучать каждую тему путешествий:
географическое положение на карте;
рельеф, природные зоны;
моря, реки, озера;
животные, растения;
города, символика;
достопримечательности, заповедники;
население, традиции, занятия;
фольклор (сказки, легенды местного населения).
Этот этап предполагает внедрение и реализацию системы работы, которая включает темы путешествий.
Итогом нашего проекта стал открытый показ совместной познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Республике Крым».
Сюжет НОД построен в форме игры с использованием технологии «Путешествие по карте» и активизирующего общения, в процессе которой дети были активными субъектами деятельности, взаимодействовали со сверстниками и взрослыми с учетом принципов партнерской позиции. Этому способствовало использование разнообразных методов и приемов:
беседа, свободное общение по теме;
игровые обучающие ситуации;
использование художественного слова;
появление сказочного персонажа;
отгадывание загадок;
речевые игры «Назови признаки животных» и т. д. ;
дидактические игры «Туристический набор путешественника», «С какой ветки детки?», «Угадай, чьи следы?», «Назови морских рыб»;
Дети, участвуя в совместных играх, проявляли инициативу, самостоятельность мышления, любознательность, демонстрировали речевую активность, умение выражать свои мысли и чувства, путем построения связных речевых высказываний, стремление находить свой способ решения поставленных задач.
V этап – заключительный: изучение результатов проекта.
В результате реализации проекта на основе минипедтехнологии «Путешествие по карте» :
у детей сформировались географические представления о родной стране и родном крае через знакомство с разными видами карт и их условными обозначениями;
дети познакомились с различными видами ландшафта, природно-климатическими зонами и условиями жизни в них;
сформировались элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
дети узнали много интересного о коренных народах родной страны, национальностях и особенностях их жизнедеятельности;
процесс изучения окружающего мира приобрел творческий исследовательский характер, у детей возникло желание самостоятельно узнавать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт (альбомы, панно, макеты и т. д.).
Таким образом, происходит развитие познавательной активности и инициативы старших дошкольников, что подтверждает эффективность использования выбранной нами технологии «Путешествие по карте» в совместной исследовательской деятельности детей.
Также есть перспективный план на год, если Вас заинтересует, напишите мне, я его Вам сброшу.