Ломова Ирина
Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий
▼ Скачать +Заказ
Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Для всестороннего и полноценного развития нужно ориентировать детей дошкольного возраста в мире профессий, расширять знания в процессе общения с взрослыми людьми.
Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Публикация «Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обогащая представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности, мы воспитываем уважительное отношение у детей к труду.
Начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям. В дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, в семье, в доступном ему общественном окружении сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.
Непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов дети учатся совмещать в играх. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
Предлагаю вашему вниманию тематическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада по закреплению знаний детей о разнообразии профессий.
Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: формирование представление детей среднего дошкольного возраста некоторых о профессиях.
Программные задачи:
Образовательные:
· Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
· Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать.
· Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии».
Развивающие :
· Развивать умение строить полные ответы, способствовать развитию связной речи.
· Развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность.
· Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».
Воспитательные:
· Воспитывать уважение к людям разных профессий.
· Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
· Способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Оборудование:
• Картинки с изображениями людей разных профессий и орудиями труда;
• Шапочка, халат и набор для доктора;
• Накидка и инструменты для парикмахера;
• Фартук, колпак для продавца. Касса, деньги, пакеты, муляжи пирожных, конфет, шоколада и др. продуктов для кондитерского отдела;
• Игрушка Незнайка.
Предварительная работа:
• Чтение художественных произведений о профессиях;
• Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии»
• Загадывание загадок про профессии;
• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
• Беседы о людях разных профессий; кем работают родители;
• Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на тему «Больница» с обыгрыванием ролей разных медицинских специальностей (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист).
• Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку».
Ход тематического развлечения:
Воспитатель:
- Ребята, слышите, кто-то стучится к нам в дверь? (Воспитатель открывает дверь, в группу заходит почтальон с посылкой)
Почтальон: -Здравствуйте ребята, это группа «Крохи»?
Дети: -Да
Почтальон: -Тогда эта посылка для вас.
Воспитатель и дети благодарят почтальона.
Почтальон: - До свидания, я понесу посылки другим адресатам.
Воспитатель: - Ребята давайте посмотрим, что лежит в посылке?
Посмотрите, здесь ещё записка (Открыть посылку можно только тогда, когда выполните задание).
- Ну что ребята давайте посмотрим какое задание (загадки).
- Ребята, нужно отгадать загадки. Вы готовы?
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит. (шофер).
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (пожарный).
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит. (строитель).
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает. (врач).
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает. (продавец).
- Молодцы ребята, все загадки отгадали.
- Ребята, вот и открылась наша посылка, а в ней какие-то картинки. Сейчас я развешу их на доске, и мы рассмотрим, о чём они.
Дети: - Эти картинки о профессиях людей и предметах, которые принадлежат разным профессиям.
Воспитатель: - Но все картинки в ней перепутались. Давайте разложим их согласно профессиям.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
(На картинках изображены люди разных профессий. Необходимо подобрать предметы, необходимые для той или иной профессии и развесить вокруг изображения человека данной профессии.)
Воспитатель: - Ребята, а кем работают ваши родители? (Ответы детей.)
- Много профессий мы с вами вспомнили. А какая из них самая важная? Почему? (Дети приходят к выводу, что все профессии важны.)
Воспитатель: молодцы, ребята! Мы никогда не сможем выбрать самую важную профессию, т. к. без любой из них нам не обойтись.
Например, для того, чтобы хлеб попал на наш стол, нужно потрудиться людям разных профессий : агроном выберет зерно для посадки, земледелец посадит его в землю, будет ухаживать, комбайнер соберет урожай, водитель отвезет зерно на переработку, мельник смелет из него муку, пекарь испечет хлеб, водитель отвезет его в разные магазины, а продавец продаст хлеб людям. Вот сколько людей трудятся для того, чтобы у нас всегда был вкусный и ароматный хлеб. Разве можно сказать, чья из этих профессий важней? Мы не можем обойтись без любой из них.
Воспитатель зовет детей к уголку с сюжетно-ролевой игрой «Больница».
Мы от простуды вновь страдаем,
Его мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист?
Ответ: Врач.
Давайте поиграем в игру «На приеме у врача». Воспитатель считалкой распределяет роли (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы врачей считать.
Первый доктор – ОКУЛИСТ,
По глазам специалист.
Доктор, сердцу дорогой –
КАРДИОЛОГ, он – второй.
Если ногу ты натер,
Три – к хирургу на прием.
Врач четвёртый – СТОМАТОЛОГ,
Он зубам и дёснам дорог.
Детский доктор, ПЕДИАТР,
Он по счёту – будет пятым.
Раз, два, три, четыре, пять –
Лучше хвори нам не знать,
Все болезни прогоняй…
Кто не болен – догоняй!
После недолгой игры, воспитатель перемещается в другой уголок, зовет за собой детей и загадывает загадки.
Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!
Ответ: Парикмахер
Ребята, смотрите, к парикмахеру пришел Незнайка (кукла). Давайте расскажем ему о том, как нужно вести себя в парикмахерской. С какими опасными предметами работает парикмахер.
(Дети рассказывают Незнайке правила поведения в парикмахерской.)
Воспитатель зовет детей в следующий уголок и загадывает загадку
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить,
Сумку мы с тобой берём,
И на улицу идём,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
Ответ: Магазин
- Как называются люди, которые работают в магазине?
-Предлагаю вам тоже отправиться в кондитерский магазин за покупками. Что для этого нужно взять? (деньги, сумку). Как нужно вести себя в магазине, стоя в очереди? разговаривая с продавцом?
(Обыгрывание ситуации «Покупки в кондитерском магазине». Во время обыгрывания дети закрепляют правила поведения в общественном месте, названия продуктов.)
Ребята, давайте сложим наши покупки на стол и чуть попозже устроим с ними чаепитие.
- А сейчас предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Физминутка «Профессии»
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны.)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой.)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой.)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны.)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх.)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак.)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест.)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков.)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии.)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы.)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки.)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком.)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем.)
- А сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко»
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет. (пилотом).
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет. (художник).
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет. (певица).
А певица ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать. (ветеринаром).
Ветеринар наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой. (актрисой).
Подведение итогов:
-Воспитатель:
- О каких профессиях мы сегодня с вами говорили?
- Какую спецодежду носят люди разных профессий?
- Почему каждая профессия важна?
А теперь я предлагаю вам накрыть праздничный стол и устроить новую игру «Чаепитие в детском саду»
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Бондаренко.
3. А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
4. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М. : Просвещение, 1983.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова - М. : ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
7. Краснощекова Н. В.. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д. : Феникс, 2007.