Мария Сергеевна Матюшенко
Проект по формированию положительных эмоций и чувств у детей с ОВЗ через песочную терапию «Волшебная страна песка»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Проект «Волшебная страна песка!»
УЧАСТНИКИ: дети с ОВЗ, родители.
ВИД ПРОЕКТА : индивидуальная, подгрупповая
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный.
ПРОБЛЕМА.
Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Перед специалистами стоит задача организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям, коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ. Только решив ее, можно воспитать самостоятельного, целеустремленного, социально активного ребенка, верящего в свои силы и возможности и способного принимать деятельное участие в жизни. Эффективным методом коррекции может выступать элементы песочной терапии.
Темочки:
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В наше время особой популярностью пользуются нестандартные подходы в психологии, психотерапии и в воспитании детей в целом. Это значит, что на смену обычным тренингам, упражнениям приходят кардинально новые, но при этом приносящие детям немало радости и удовольствия, методы.
Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и корректирующие функции, пригодна для работы с детьми любого возраста, а также со взрослыми.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком с ОВЗ. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его внутренний мир в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
В целом игры с песком :
- развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
- формируют у ребенка с ОВЗ представления об окружающем мире;
- развивают мелкую моторику, глазомер;
- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
В связи с этим был разработали проект по коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ с элементами песочной терапии : «волшебная страна песка!».
Цель проекта : ввести детей с особыми возможностями в сложный мир человеческих отношений, создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и эмоционального развития. Подготовить детей, имеющих ОВЗ, к адекватному включению в социальную среду.
Задачи проекта :
Общеразвивающие:
- развитие детского познания, навыков экспериментирования;
- формирование устойчивого мотива к активной совместной деятельности;
-стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в совместной деятельности,
-развитие зрительно – слуховых связей, мелкой моторики рук, координации движений;
- развитие фантазии, творческих способностей;
- развитие эмоциональной сферы;
-формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;
- расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.
Обучающие:
- обучение навыкам работы с сухим, влажным и кинетическим песком,
- умение исследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- умение находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;
- умение сооружать элементарные постройки;
- умение детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони и др.
- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть сообща в дружеской атмосфере;
- воспитывать желание помочь сверстнику в затруднительной ситуации или при решении сложной задачи.
Решая задачи проекта, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
1. Принцип доступности изучаемого материала.
2. Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
3. Принцип деятельности (действие – способ познания, переживания).
4. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы (блоки).
6. Принцип учета индивидуальных способностей каждого ребенка.
Методы и приемы:
- исследовательско - практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, элементы экспериментирования, наблюдения;
- игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
- словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
- наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Благодаря психолого-коррекционным методам песочной терапии воздействия на детей с ОВЗ, можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Полученный при этом опыт даст ребенку возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.
Основной формой взаимодействия педагога на детей группы с ОВЗ являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, для того чтобы ребенок получал возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации.
Ребенку с проблемным развитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Песочная терапия как никакая другая способствует этому.
Описание эффектов,
достигаемых при использовании проекта
Какие результаты мы можем получить при работе с песком :
- улучшится общее эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ;
- исчезнут страхи, будут отрегулированы негативные эмоции и переживания;
- произойдет развитие воображения, творческого потенциала;
- улучшатся показатели мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
- нормализуется самооценка и появится уверенность в себе;
- будет быстрее и легче происходить адаптация детей с ОВЗ в новой среде (школа, доп. образование);
- нормализуются взаимоотношения с родителями и сверстниками;
- сформируются положительные черты характера.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный (мотивационный, информационно – накопительный).
Подготовка к работе педагога-психолога:
- анализ методической литературы;
- подготовка материалов и игрушек для проведения игр с песком;
- подборка иллюстраций, стихов и рассказов;
- разработка перспективно – тематического плана работы с детьми.
2. Основной этап проекта – реализация проекта.
Содержание деятельности детей :
- знакомство с песком;
- наблюдение за сухим и влажным песком;
- проведение элементарных опытов с сухим и влажным песком;
- игровая деятельность.
Содержание деятельности воспитателя:
- подготовка материалов для занятий, игр и опытов с песком;
- подбор иллюстраций для проведения опытов и игр;
- проведение опытов;
- создание картотеки игр с песком;
-создание презентации: «Игры с песком для детей с ОВЗ».
Содержание деятельности родителей:
- совместное с детьми рисование на темы «Кто – кто в песочке живёт?» и «Игрушка для песочницы»;
- мотивирование родителей на совместную с детьми игровую деятельность в песочнице во время прогулок;
- изготовление пособий для игр, приобретение формочек, игрушек;
- участие в фотовыставке и оформление фотоальбома : «Моя любимая песочница»
3. Заключительный этап
Оформление презентации, оформление выставки рисунков, представление результатов работы с детьми с ОВЗ для родителей и педагогов.
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
Проект «Волшебная страна песка» рассчитан на детей дошкольного возраста. Состоит из подгрупповых и индивидуальных занятий, длительность одного занятия от 20 до 30 минут, направленных на снятие тревожности психофизического напряжения, актуализации эмоций, развитие восприятия, тактильных ощущений. При необходимости можно увеличить количество занятий за счет дополнительных упражнений.
Условия реализации проекта :
1. Наличие специально оборудованного помещения
2. Наличие столов, стульев с учетом антропометрических показателей.
3. Наличие простых юнгианских песочниц (50*70см) или интерактивной песочницы.
4. Наличие полки для игрушек
5. Наличие наборов мелких игрушек (не менее 10 видов, не более 10 см.)
6. Наличие различных художественных материалов, используемых для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния ребенка (карандаши, пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, фломастеры, пластилин)
7. Наличие картинок со сказочными персонажами
Основные принципы проведения занятий
1) добровольность участия детей;
2) безоценочность;
3)увлеченность педагога (способствует заражению детей соответствующими эмоциями);
4) время проведения занятия строго не регламентировано – 20-30 минут в зависимости от состояния детей два раза в неделю (степени интереса, пресыщения или утомления);
6) соблюдение структуры занятия.
Содержание работы
1. Работа с детьми.
В соответствии с типами занятий проект предполагает 4 цикла обучения, которые представлены в следующей таблице:
Цели:
Цикл 1 - ориентировочный
Волшебная страна песка
- пробуждение интереса, стимуляция внимания;
- знакомство со средой;
- пробуждение интереса к занятиям;
- обучение специальным движениям и их тренировка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- развитие речи, памяти, мышления.
Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой
Секреты сухого и мокрого песка
- пробуждение интереса, стимуляция внимания;
- сравнение качеств сухого и мокрого песка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений.
Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям
Путешествие по песочной стране
- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
- развитие тонких тактильных ощущений;
- развитие умения действовать по инструкции;
- развитие пространственной ориентации;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни
Познавательные игры на песке
- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире;
- проигрывание разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.