Татьяна Ничкасова
Формирование первых представлений о растениях у детей третьего года жизни в ходе реализации проекта «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот и наступила весна. Ярко светит солнце. Пробуждается природа. У людей появляется весеннее, радостное настроение. Очень хочется это настроение передать малышам. Хочется сделать так, чтобы они тоже прикоснулись к чуду под названием «Природа». Чтобы своими глазами увидели, как из маленького семечка вырастает что-то реальное. То, что можно пощупать, понюхать или даже съесть.
Публикация «Формирование первых представлений о растениях у детей третьего года жизни в ходе реализации проекта „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Дети второго-третьего года жизни не имеют представления о растениях, как о живых организмах. Они не знают, что их надо поливать, что им нужны свет и тепло. «Огород на подоконнике» - это самое мероприятие и то самое время, когда можно это всё исправить. Дети на своём опыте, на практике получат трудовые навыки сажать, поливать, ухаживать, наблюдать. И на этом маленьком примере приобретут навык ответственности за всё, что нас окружает. Научаться беречь и любить саму природу. Конечно же, в дальнейшем всё это будет углубляться и расширяться. Но именно сейчас очень важно сделать всё правильно. Именно сейчас необходимо всё сделать так, чтобы семечко добра, посаженное в каждого ребёнка, прижилось и дало корни. Поэтому целью нашего проекта было воспитание у детей бережного отношения к природе.
В этом году мы решили организовать «Огород на подоконнике» по известной детям сказке «Теремок». В таком раннем возрасте нет ничего лучше, как подавать новую информацию детям через сказку.
Конечно же, без помощи родителей здесь не обойтись. Они смастерили и разукрасили сам теремок. На занятиях дети изготовили шубки для животных. Намотали разноцветные шерстяные нитки на готовые фигурки животных.
А затем мы с детьми стали помогать обустраивать жителям сказочного теремка их быт. Хоть это и сказочные герои, но и они тоже хотят, что нибудь поесть. Например, зайчик и мышка с радостью погрызут морковку. Остальные с удовольствием поедят зелёного горошка. А красивые астры будут украшать теремок до самой осени.
Где же им в лесу взять морковку, горошек и астры? Надо нам всё это для них посадить самим. И все принялись за работу. Родители принесли пластиковые контейнеры с землёй. Затем все вместе посадили семена моркови, зелёного горошка и астр. Дети впервые в жизни сажали и поливали. А затем мы стали ждать и ухаживать.
Объяснить детям, почему на следующий день, не появилась морковка, тяжело. Им трудно понять, что это длительный и волшебный процесс. Но в нашем случае семена проклюнулись очень быстро. Буквально на третий-четвёртый день. Дети очень радовались за зайчика, за лисичку и за других животных.
Затем мы вспомнили, что весной прилетают перелётные птицы и весь лес заполняется их трелям. И мы решили, пусть к нам в сказку тоже прилетят сказочные птицы. В работу опять подключились родители.
Они дома вместе с детьми мастерили сказочных птиц и приносили их в группу. Дети поместили их на наше дерево у теремка.
Мы вырезали и наклеили на стёкла окон необычные цветы. Такие же цветы, сшитые родителями из разноцветных лоскутков, появились и в контейнерах с рассадой. Огород готов.
Потом, уже в мае, мы высадили саженцы на нашем участке в детском саду. Астры радовали нас своим цветением до глубокой осени.
«Огород на подоконнике» - это педагогический проект, ориентированный на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать свои собственные интересы, приобретения детьми новых знаний, необходимых им в дальнейшей жизни. Дети обогатили свой словарный запас, получили знания, что растения живые и, что для их жизни необходимы вода, свет и тепло. Получили первые навыки в посадке и выращивании. Научились бережно относиться к выращенным своими руками растениям, а в дальнейшем и ко всему живому, то есть, к природе. В процессе труда активизировалась умственная деятельность детей. Произошло накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
В результате реализации проекта укрепилась связь между родителями и детским садом. Увеличилась заинтересованность родителей в жизни детского сада, в жизни своих детей, их потребностей и интересов.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо всячески поддерживать слияние ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.