Папки-передвижки

Формирование первоначальных навыков чтения у детей 7-го года жизни

Антонина Котянова
Формирование первоначальных навыков чтения у детей 7-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Котянова Антонина Андреевна

студентка 4-го курса Оренбургского государственного педагогического университета

Россия, г. Оренбург

Усова Нелли Ильинична

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования

Россия, г. Оренбург

В настоящее время остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Как отмечают ученые, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Эти небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но с началом школьного обучения к речи ребенка предъявляются особые требования. Одно из них – готовность детей к овладению грамотой. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении и повышенная утомляемость.

Публикация «Формирование первоначальных навыков чтения у детей 7-го года жизни» размещена в разделах

В ФГОС дошкольного образования прописываются пять направлений развития и образования детей, в том числе и речевое развитие, а именно обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к серьезному анализу своей речи. Именно на занятиях ребенок узнает, что речь состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе [5].

В связи с этим, большое значение имеют занятия как форма организации работы по обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Эти занятия носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Идея обучения детей чтению и письму в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук проводилась большая исследовательская работа в этом направлении. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод о том, что в детском саду обучать грамоте, то есть чтению и письму, вполне можно. В 1956—1959 гг. известный отечественный методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду[1].

На современном этапе этой проблемой занимаются российский педагог Н. А. Зайцев, который известен своими системами наглядно-фонетического обучения чтению по доработанному методу "складов" предложному Л. Н. Толстым; американский профессор Майкл Коул, который в своей книге «Культурно-историческая психология» рассказывает о культурно-опосредованном подходе к обучению чтению, основанном на положении Л. С. Выготского о том, что в человеческом развитии взаимодействие между людьми предшествует сложным процессам в психике отдельного ребенка, и создает условия для него.

В настоящее время проблема подготовки детей к обучению чтению и письму является особо актуальной. Но, не смотря на это, практические работники не достаточно внимательно относятся к этому направлению в работе с детьми.

Мы провели опытно-экспериментальную работу по обучению чтению детей седьмого года жизни. Эксперимент проводился в МДОАУ "Детский сад комбинированного вида №145 "Родничок" города Оренбурга, в подготовительной к школе группе. В эксперименте участвовало 10 детей 7-го года жизни.

Данная работа проводилась в три этапа. Целью первого этапа исследования было выявление исходного уровня овладения чтением детей 7-го года жизни.

Чтобы выявить этот уровень, была проделана следующая работа.

Детям были предложены три задания. Первое – узнай букву. Дошкольники должны назвать буквы, которые знают. В качестве оборудования использовалась книга с алфавитом. В подготовительной к школе группе, согласно требованиям программы, дети должны знать все буквы русского алфавита. Поэтому 8 детей из 10-ти назвали все буквы правильно и некоторые даже рассказали алфавит без опоры на наглядный материал.

Были определены уровни оценки выполненных детьми заданий:

3 балла – ребенок знает и называет все буквы алфавита;

2 балла – ребенок знает и называет более 10-ти букв алфавита;

1 балл – ребёнок знает менее 10-ти букв или совсем не знает алфавит.

Во втором задании проверялось умение читать. Перед детьми была поставлена задача прочитать слово, фразу. Для чтения были использованы короткие несложные тексты из книги Мисаренко Г. Г. и Войченко Н. Г. «Учимся читать. Читаем тексты» [3].

Для того чтобы определить эту позицию, были разработаны следующие уровни оценки по критериям:

Скорость (быстрота) речи: 3 балла – читает фразы полностью, достаточно быстро, не запинаясь; 2 балла – читает отдельные слова из фраз, но не целиком, в среднем темпе; 1 балл – очень медленное чтение слов либо отказ от прочтения.

Безошибочность речи: 3 балла – допускает одну ошибку или совсем не допускает; 2 балла – допускает 2-3 ошибки, но сам же их исправляет; 1 балл – допускает большое количество ошибок, исправляется только при помощи взрослого, либо отказ от выполнения задания.

Осмысленность чтения : 3 балла – понимает смысл прочитанного, пересказывает то, о чем прочитал; 2 балла – понимает смысл, но пересказать может только отдельную часть, либо начало, либо конец; 1 балл – прочитанное пересказать не может.

Выразительность речи (умение выделять «ключевые» слова, т. е. ставить логические ударения; умение соблюдать паузы; интонация) в процессе работы выявлена не была, поэтому мы пришли к выводу, что выразительность речи у детей седьмого года жизни еще не сформирована, и поэтому данное положение учитывать не стали.

Третье задание – работа с кубиками. Детям было предложено выложить данное им слово из двух кубиков. Использовались простые двуслоговые слова.

Выполненное задание оценивалось следующим образом:

3 балла – быстро находит подходящие кубики и складывает слова из слогов;

2 балла – складывает слова с ошибкой, но сам же их исправляет без помощи взрослого;

1 балл – долго ищет подходящие кубики, путает слоги, пользуется помощью взрослого, в итоге не правильно составляет слово.

Благодаря проведенной работе мы выделили уровни обученности чтению детей седьмого года жизни :

Высокий уровень (11-15 баллов) – ребенок знает и называет все буквы алфавита, читает фразы полностью, допуская одну ошибку или совсем ее не допуская, достаточно быстро складывает слова из слогов, понимает смысл прочитанного.

Средний уровень (6-10 баллов) – ребенок знает и называет более 10-ти букв алфавита, читает слова из фраз, складывает слова с ошибкой, но сам же их исправляет без помощи взрослого, может перепутать парные звуки.

Низкий уровень (0-5 баллов) – ребёнок знает менее 10-ти букв или совсем не знает алфавит, отказывается от выполнения задания, с ошибками читает фразы либо отказывается от прочтения, путает слоги, долго выполняет задания, пользуется помощью взрослого, пересказывать прочитанное не может.

Анализ проведенной работы по выявлению навыков чтения у детей 7-го года жизни показал, что подавляющее большинство детей находятся на высоком уровне овладения чтением – 70%, на среднем уровне оказалось 20% детей и лишь небольшое их количество (10%) – было на низком уровне.

На основании полученных результатов нами была сформулирована цель второго этапа исследования, которая заключалась в формировании навыков в области чтения у детей 7-го года жизни.

Мы предположили, что процесс обучения чтению детей седьмого года жизни будет эффективным, если использовать такие приемы, как звуковой анализ слова, работу над слоговой структурой, использовать дидактические упражнения, сюжетные игры, информационно-технические технологии.

На первых порах была обогащена предметно-развивающая среда группы дидактическими играми: «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков – называй», «Звуковые бусы», «Различай и называй». Основная цель данных игр – автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия; а также формирование навыков звукового анализа и синтеза[2].

Современные информационно-технические технологии, такие как компьютер, телевизор, магнитофон позволяли сделать обучение чтению доступным и интерактивным. Ребенок не только видел яркие запоминающиеся образы, но и мог активно взаимодействовать с обучающей программой. Это создавало у ребенка мотивацию и интерес к процессу обучения чтению.

Потом детям предлагались упражнения-игры с буквами. Благодаря ним дети повторяли и закрепляли свое знание букв и звуков, запоминали написание печатных букв – их образ. У детей эффективно развивалось логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение).

Как выяснилось на этапе определения исходного уровня владения чтением, некоторые дети путают буквы Ъ и Ь. В связи с этим, мы разработали и провели занятия по ознакомлению детей с буквами, не обозначающими звуков. Детям предлагались следующие задания: написание букв по образцу, разбор слов на звуки, выбор слов с данными буквами. Дети были активны, хорошо справлялись с заданиями. С одним мальчиком была назначена индивидуальная работа, так как букву назвать он мог, а записать ее – нет.

После всего мы разработали конспекты для двух занятий на тему «Слог». Целью было формирование у детей представления о слове, слоговом составе слова; закрепление умения определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова, умение составлять из слогов слово. Мы формировали умение читать слоги, составлять из слогов слова, совершенствовали технику чтения. Здесь использовались различные дидактические игры, такие как «Слог или слово?», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Найди слова» и упражнения «Запутанный клубочек», «Ты – начало, я – конец», «Бросаемся слогами». Было музыкальное сопровождение. Помимо фронтальных занятий со всеми детьми, была организована работа с двумя мальчиками, которые выполняли те же задания, что и все, только медленнее, с дополнительными пояснениями и показом.

В дальнейшем мы продолжили обучать семилеток чтению. За основу был взят материал из пособия к комплексной программе «Радуга» В. Н. Дороновой и О. А. Дриняевой. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», по которой работает данный детский сад. Здесь использовался такой прием, как сюжетная игра «Магазин игрушек». Задачи данной игры были следующие: упражнять детей в ориентировании на слоговую схему слова, на звуковой анализ слов; продолжать учить согласовывать слова в предложении, классифицировать с помощью вопросов слова-предметы, признаки предметов, действия; познакомить с понятием «рассказ». На занятии присутствовали гости – Незнайка и Петрушка – благодаря которым дети с интересом и азартом выполняли предлагаемые задания[4].

Иногда дети допускали ошибки, которые моментально фиксировались. К исправлению грамматических неточностей привлекались все дети. Нами же исправления грамматических ошибок ребёнка происходили только тогда, когда большинство детей не могли этого сделать. Ошибки в произношении также фиксировались и исправлялись по ходу ответа. Например, ребёнок неправильно произнёс звук [P], ему было предложено: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Итак, вся проделанная нами работа была направлена на освоение детьми первоначальных навыков чтения.

На третьем этапе для определения эффективности проделанной работы мы провели контрольный эксперимент, где был использован тот же диагностический материал, что и на первом этапе.

Анализ результатов показал, что подавляющее большинство детей (90%) не только знают все буквы русского алфавита, но и рассказывают его по памяти, без опоры на наглядный материал. Дошкольники достаточно быстро читают предложенные тексты, практически не допуская ошибок. Что важно, дети понимают смысл текста и очень хорошо пересказывают прочитанное. Также дети, если допустили ошибку, замечают ее и тут же исправляют.

На среднем уровне овладения навыком чтения оказалось только 10% детей. На низком уровне дети отсутствовали.

Таким образом, как показывают данные исследования, проведенная нами работа по обучению чтению детей 7-го года жизни дала положительные результаты. А именно, все дети изучили буквы русского алфавита, научились выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии. Подавляющее большинство детей овладели слоговым и слитным способом чтения.

Список литературы:

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.

2. Воробьева, Т. А. Мяч и речь/ Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – Санкт-Петербург, 2003. – 85 с.

3. Мисаренко, Г. Г. Учимся читать. Читаем тексты / Г. Г. Мисаренко, Н. Г. Войниченко. – М. : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Оникс, 2005. — 64 с.

4. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. В. Н. Дороновой, О. А. Дриняевой. – М. : Издательство АРКТИ, 2008. – 73 с.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, от 17 октября 2013 года.

Публикации по теме:

«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения "Чтение без принуждения"ИИгры для закрепления первоначальных навыков чтения. Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Как писала в предыдущей.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование первоначальных навыков чтения у детей 7-го года жизни
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 19:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование первоначальных навыков чтения у детей 7-го года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Котянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД