Наталья Суворова
Консультация для воспитателей «Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
В Проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» в содержании образовательной области «Познавательное развитие» : перед педагогами ставится задача: «формировать созидательное отношение к окружающему миру, поощряя желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо».
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эта задача экологического воспитания решается в процессе организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Взаимодействуя с природными объектами, ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка. В процессе занятий, чтения энциклопедий, просмотра видеофильмов, он приобретает определённые знания. Но знания не самоцель в экологическом воспитании, они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и еще потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
Воспитатель является носителем экологической культуры. Мы знакомим детей со способами общения с природой, формируем умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учим испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываем потребность в созидании, творчестве.
В нашей группе находится уголок природы, где дети имеют возможность наблюдать за комнатными растениями, их ростом и развитием, ухаживать за ними, вести дневник наблюдений. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно дети заботятся о зеленых друзьях.
В уголке природы дети имеют возможность проводить опыты, экспериментировать. Для этого есть необходимое оборудование: микроскоп, лупы, компас, мерки и т. д. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В своих играх используют природный материал : песок, мелкие камушки, шишки, ракушки и т. д. В этих играх дети, созидая, познают свойства и качества материалов, имеют возможность проводить свои исследования, создавать поделки из природного материала.
В этом году дети вместе с родителями обновили альбомы про животных с цветными иллюстрациями. Вместе с педагогом организатором дети нарисовали иллюстрации к рукописной книге «Красная книга «Животные-обитатели, охраняемые территорией Костромской области», которая заняла 1 место среди детских садов города. В уголке природы подобраны дидактические игры, гербарии, книги, энциклопедии природоведческого характера.
Практические навыки закрепляются путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде. Весной вместе с детьми выращиваем рассаду овощей и цветов, ведем дневник наблюдений, делаем зарисовки периодов роста, затем высаживаем на клумбу и огород. В течение лета наблюдаем за ростом и состоянием растений – замечаем и оговариваем, что изменилось: появились новые листочки, бутоны цветов, любуемся их цветением, поливаем, удаляем сорняки, а осенью собираем семена и урожай.
Кроме рассмотренных выше, используем экскурсии в природу, экологические тропы, экологические сказки, цель которых развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт, искать ответы на вопросы, которые даются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде, что способствует формированию различных видов мышления, внимания, память и воображения.
Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.