Приложение МААМ

Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Горбунова Любовь Николаевна
Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Какое слово все года

Проходит жизнью испытанье,

Вас не оставит никогда

На самых разных расстояньях?

С ним мы пришли в огромный мир

И с ним останемся в эпохах.

Оно даётся нам людьми,

А проверяться будет Богом.

Оно во мне, оно в тебе,

Среди страниц Небесной Книги,

В любом краю, в любой судьбе,

И это слово - наше Имя». А. В. Елисов [1]

Публикация «Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Лингвокультурология – это изучение языка в неразрывной связи с культурой [3, 238]. Таким образом, лингвокультурология - это наука, возникшая на стыке лингвистике и культурологи и исследующая проявление культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Личные имена являются своеобразным языковым материалов, так как у каждого народа, в каждом языке есть своя система личных имен и большое разнообразие национальных традиций в выборе имени.

Наша многонациональная страна обладает огромным количеством разнообразных личных имён, отражающих быт, верования, фантазию и художественное творчество народов.

Знание имен детьми позволяет расширить их представления о прошлом своей Родины, осознать нерасторжимую связь истории языка и истории народа. Интерес к именам, знание их происхождения и значения воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, народу, языку и культуре общения. Ознакомление детей с личными именами имеет важное лингвокультурологическое значение, так как олицетворяет собой первую ступень изучения культуры, менталитета и истории своего народа.

Преподнести информацию о личных именах детям не так уж и просто. Во-первых, чтобы заинтересовать детей следует это проводить в игровой форме. Во-вторых, информация, которая будет научной, основанной на фактах, все же должна быть простой для восприятия.

Формирование лингвокультурологической компетенции дошкольников требует от воспитателя лингвокультурологической ориентации и постановки следующих задач:

1. Развивать у детей интерес к культуре, обычаям, традициям народа через слово;

2. Учить вникать в значение слова;

3. Создать условия для положительного психологического и мотивационного настроя к изучению языка во взаимосвязи с культурой;

4. Обогатить словарь детей.

Рассмотрим некоторые конспекты занятий, целью которых является формирование основы лингвокультурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

«Личное имя как отличие людей друг от друга»

Задачи занятия:

1. Дать детям элементарное, общее представление о личных именах и истории их возникновения.

2. Развить у детей логическое мышление, способность рассуждать, делать самостоятельно выводы.

3. Упражнять детей в определении первого звука в словах для составления нового слова.

4. Создать представление о том, кто такие тёзки.

Оборудование:

1. Кукла;

2. Карточка, на которой изображены в ряд арбуз, лиса, ёлка, ножницы, апельсин;

3. Картинки с изображением сказочных героев (Красная Шапочка, Дюймовочка, Мойдодыр, Золушка, Снегурочка, Незнайка);

4. Воздушные шары с прикреплёнными к ним карточками с именами детей и их вариантами.

Ход занятия:

Ребята, вас связывает много общего: вы ходите в один детский сад, в эту группу, вы все играете в одни и те же игрушки. И в то же время каждый из вас отличается от других детей. Чем же вы отличаетесь? (Рост, пол, цвет и длина волос, цвет глаз, одежда и обувь и т. д.) т. е. люди отличаются своим внешним видом. Давайте немного поиграем и убедимся в этом.

Игра №1. «Угадай человека по описанию внешности». Я буду описывать кого-нибудь из вас, а вы угадайте, кто это. Например: Это девочка. Она высокая. У неё светлые длинные волосы. На ней жёлтое платье, белые носочки и красные туфли.

Игра №2. «Голос». В следующей игре один ребенок должен встать спиной к детям и закрыть глаза. Кто-то из детей зовёт его по имени, а он должен отгадать, кто же это сделал. Далее воспитатель спрашивает ребенка, как он догадался, подводя его к выводу о том, что люди отличаются друг от друга ещё и голосом.

Игра №3. «Определение первого звука в словах для составления нового». Воспитатель приносит куклу и ставит перед детьми задачу определить ее имя, зашифрованное на карточке. Детям следует определить первый звук в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, и по ним составить имя. (Перед детьми карточка, на которой изображены в ряд арбуз, лиса, ёлка, ножницы, апельсин. Получается имя Алёна). - Правильно! И у каждого человека есть имя. Сегодня мы и поговорим с вами об именах.

Наши предки к выбору имён своих детей подходили очень серьёзно. Им хотелось видеть своего ребенка красивым, сильным и крепким. Отсюда и такие имена как Любомир – «любящий мир», Богодюб – «любящий Бога», Людмила – «милая людям», Благослав – «прославляющий доброту», Добрыня – «добрый». Долгожданного ребёнка называли Ждан, любимого Любим [4, 9-11].

Большинство имен, которые были даны по внешнему облику (Черныш, Белой, Мал, Большак, качествам личности (Несмеяна, Умник, Буян Балагур) вышли из употребления, но мы их с вами можем встретить в сказках. [2, 10] Именно в сказках автор специально называет свих героев так. Тем самым он помогает детям быстрее разобраться с главными особенностями героя и понять смысл сказки.

На стенд выставлены картинки, на которых изображены сказочные персонажи: Красная Шапочка, Мойдодыр, Дюймовочка, Айболит, Золушка, Снегурочка, Незнайка. А дети стараются объяснить, почему сказочного персонажа зовут так, а не иначе.

Для того чтобы заинтересовать детей и развить у них логическое мышление, следует включать в занятия работу с загадками. В данном конспекте это можно представить так: «Ребята, а чем ещё отличаются люди друг от друга, вы узнаете, отгадав загадки» :

1. И у вас есть, 2. Принадлежит тебе,

И у меня есть, а пользуются другие.

И у мамы есть,

И у папы есть.

У всех есть.

А чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Помимо этого, для развития правильной, красивой речи и улучшения дикции можно использовать скороговорки с личными именами, например:

1. Осип осип, Архип охрип.

2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

3. Кирилл Кире подарил рыбку,

Кира Кириллу подарила улыбку.

4. У Клары и Валерки

Вареники в тарелке.

5. Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

6. Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Клара украла кларнет.

Вопросы:

1. Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена? (Желательно перечислить имена всех детей, присутствующих на занятии и предоставить информацию об их значениях).

2. Дети, а вы знаете, кого называют тёзками? (Предположения детей). Тёзки – это люди, носящие одинаковые имена. А кого вы знаете из известных людей – ваших тёзок? (Поговорить с детьми о людях, прославивших их имена).

В память о нашем интересном занятии я дарю вам вот эти воздушные шары, к которым прикреплены карточки с вашими именами, и на каждой такой карточке написано, как вас можно ласково называть.

«Я и мое имя»

Задачи занятия:

1. Развить интерес к своему имени.

2. Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других.

3. Познакомить с историей личных имен.

4. Вызвать у детей интерес к истории и культуре своего народа.

5. Закрепить знания о происхождении имён и о значимости имени для человека.

6. Воспитать уважение к имени другого человека.

7. Научить детей подбирать ласкательные и полные формы имен.

8. Развить любознательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельно выводы.

Ход занятия:

Ребята, знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени? Имя не случайно возникло. Прошло много лет, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека, обращаясь к нему по имени.

До принятия христианства наши предки давали имена, которые могли характеризовать последовательность ребенка в семье, например: Первак, Вторак, Третьяк, Старшой, Меньшой и др. А также внешний вид: Мал, Большак, Лысак, Худыш, Черняк и т. д. (Можно включать на свое усмотрение и другие группы имён русского народа). [2, 10]

Существует притча «Имя обязывает», суть которой заключается том, что имени следует соответствовать.

Притча об имени: «Имя обязывает»

«Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему:

— Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение.

Имя Александр переводится как защитник» [1].

Можно в конспект занятия включить упражнения, которые развивают логическое мышление, учат детей рассуждать и делать выводы, например, «Какое слово лишнее?»

Катя, Паша, Москва, Вася – следует различать личные имена людей и названия городов.

Ира, Петров, Лена, Даша – личные имена и фамилия.

Марина, Евгений, Дмитрий, Машенька – полные и ласкательные имена.

Жучка, Люба, Костя, Надя – имена людей и клички животных.

Алёна, Яна, Витя, Кристина и Полина, Артём, Вадим, Гриша – различать мужские и женские имена.

Задания, закрепляющие пройденный материал:

1. Ребята, назовите имена номерки и имена, характеризующие внешний вид человека.

2. Попробуйте объяснить происхождение имен известных героев былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Микула Селянинович.

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя; полное имя Николай, уменьшительное – Коля; полное – Роман, уменьшительное – Рома. Полное имя человека используется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями. Детей часто называют ласкательными именами: Настюша, Богданчик, Глебушка, Дариночка, Коленька.

Задание: Скажите своё полное, уменьшительные и ласкательные имена. (Следует помочь, если дети затрудняются с ответом и попытаться научить пользоваться ими в жизни).

Вопросы:

1)Знали ли вы, что такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Федотов произошли от имен Иван, Петр, Федот?

2)А у нас в группе есть такие фамилии, которые образованы от личных имен?

3)Большое количество имен употребляются в пословицах, поговорках, сказках, частушках и загадках. Ребята, какие вы знаете пословицы, поговорки частушки и загадки с именами? (Ознакомление детей с народным фольклором, в котором присутствуют личные имена. Рассказать, каким способом они создаются).

4) Как зовут героев ваших любимых сказок? (Чтение литературы. Закрепление пройденного: поговорить о героях, об их именах).

Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят имя, или коверкают его. Ведь имя с человеком от рождения, оно становится его частью.

Можно дать детям задание на дом, обсудить с родителями: Почему его назвали именно так? Кто выбрал такое имя? И что оно означает?

А также сделать памятку с именами детей и их значениями для родителей. Пример из ознакомительной педагогической практики:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЁН

Азалия (персид.) «постоянная»

Айдар (тюрк.) «лунный»

Алишер (араб. -персид.) «возвышенный», «лев»

Анастасия (греч.) «воскресение», «возвращенная к жизни»

Арсен (греч.) «мужественный», «сильный»

Арслан (тюрк.) «лев»

Аскар (тюрк.) «воин», «защитник»;

(казах.) «неприступный»

Богдан (слав.) «Божий дар»

Глеб (сканд.) «наследник Бога»

Даниил, Данил, Даниэль (евр.) «судья Божий», «мой судья – Бог»

Данияр (тюрк.) «дар солнца», «умный»

Дарина (персид.) «победительница»; (слав.) «дарована жизнью»

Диана (лат.) «божественная», «посланник благодеяния и здоровья»

Денис (греч.) «посвященный Богу веселья»

Динислам (араб.) «покорный вере»

Злата (слав.) «золото», «золотая»

Имран (араб.) «жизнь»

Карина (лат.) «любовь»

Кирилл (греч.) «господин», «владыка»

Назгуль (тюрк.) «скромная роза», «нежный цветок»

Николай (греч.) «победитель народов»

Рената (лат.) «возрождение»

Риана (араб.) «сочная», «дева»

Роман (лат.) «римлянин»

Сафина (татар. -мусул.) «ясность», «чистота»

Софья (греч.) «мудрость», «разумность»

Элина (греч.) «гречанка»

Эльдар (персид.) «правитель»

Таким образом, знание истории личных имен расширяет кругозор детей и повышает интерес к изучению языка и истории народа. Проведение таких занятий способствует формированию у детей национального самосознания и вводят в систему ценностей своего народа.

Интернет-ресурсы

1. Елисов А. Рождение имени. // Стихи. 2004.

https://pritcha-elisova.ucoz.ru/index/v_nachale_bylo_imja/0-5

Литература

2. Иванов Т. М. Именослов. Имена-обереги. – СПб. : Диамант, 1992. – 526 с.

3. Лучинина Е. Н. Лингвокультурология в системе гуманитарного знания. Тверской государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 7. - 2004. - С. 238 - 243

4. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. Более 3000 единиц. – 6-е издание. Стереотип. – М. : Русские словари, Астрель, 2000. – 480 с.

Публикации по теме:

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР В дошкольном возрасте происходит количественная и качественная динамика развития детских вопросов. По тому, как ребенок задает вопросы можно.

Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста. Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности.

Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности» Слайд 1. Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности Тема проекта: «Чем дальше в будущее.

Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми.

Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции В настоящее время в образовательной теории, в большей степени, и в практике, в меньшей, происходит своеобразная экспансия понятий «компетентность».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 21:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Горбунова Любовь Николаевна (УИ 786428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД