Алена Кузнецова
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко
Аннотация: в статье описываются особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами.
Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами» размещена в разделах
Ряд философов (Дж. Локк, М. В. Ломоносов, К. Маркс, А. Смит и другие, психологов (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Б. Н. Чумаков и другие, педагогов (В. В. Колбанов, С. В. Попов, Л. Г. Татарникова и другие) пытались решить проблему формирования здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому тема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни является актуальной в современном обществе.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Каким образом способствовать формированию основ здорового образа жизни ребенка? Конечно через ежедневную работу, проводимую в различных формах, интеграцию образовательных областей, создание целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Раскроем педагогическую технологию формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами. По данному направлению нами были поставлены следующие цель и задачи.
Цель: содействие формированию у старших дошкольников основ здорового образа жизни посредством игр с правилами.
Задачи:
1. Создать условия для формирования активной позиции у старших дошкольников.
2. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной познавательной деятельности дошкольников.
3. Использовать в интеграции образовательных областей разнообразные игры с правилами для формирования основ здорового образа жизни у воспитанников.
4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.
Успех в реализации любой системы, технологии зависит от создания эффективных условий.
Для нас таковыми явились, во-первых, взрослый, как инициатор проблемных вопросов для познавательной активности воспитанников, во-вторых, особая творческая вариативная развивающая предметно – пространственная образовательная среда, и, наконец, система работы по использованию игр с правилами для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Реализация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режимные моменты, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Мы активно используем разнообразные игры, предусмотренные Программой, а также авторские игры, изготовленные нами в рамках Программы, для реализации конкретных задач, с учётом принципов системы работы и возможностью эффективного осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Этапы работы: первый этап был направлен на создание условий для формирования у детей активной позиции. Мы использовали сюрпризные моменты, проблемные вопросы, ситуации, привлекающие детей к новым объектам, обогащали РППОС. В итоге реализации данного этапа отметили, что у детей повысился познавательный интерес к деятельности, элементам РППОС.
На фоне интереса к предоставленному воспитанникам материалу мы перешли ко второму этапу. На нем решалась основная задача : формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами. Для этого мы создавали условия для организации целенаправленной деятельности детей с уже знакомыми играми. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс игры, поиска ответа, основанный на интересе, невозможен без активной работы мысли. Вначале мы разбираем игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие, заботимся о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Мы детально продумываем, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Мы всегда помним, что руководство играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, для достижения большего числа дидактических задач. Систематические игры с правилами, таким способом, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу.
Реализация работы по данному направлению на третьем этапе осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: организована стендовая информация в родительском уголке, консультации для родителей, родительские собрания, позволившие актуализировать значимость формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников и показавшие широкие возможности для организации детской игровой деятельности в домашних условиях.
Эффективность проведенной нами работы подтверждается следующими результатами: воспитанниками демонстрируются высокие показатели в ходе педагогического мониторинга динамики развития детей, а также наличие у них призовых мест в конкурсах, олимпиадах.
Педагогический опыт, дидактические материалы, мастер-класс по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами востребован педагогическим сообществом, транслируется в электронных СМИ, сетевых изданиях и на образовательных порталах.
В перспективе у нас разработка для старших дошкольников многофункциональных пособий, модулей по ЗОЖ, а также возникла необходимость создания системы работы по данному направлению с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Таким образом, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-синтез, 2019.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 388» с изменениями и дополнениями.
4. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие
дошкольников. Старшая группа. Подготовительная группа. М.,
Мозаика-синтез, 2015.
5. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном
учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011
6. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-синтез, 2016.