Папки-передвижки

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр

Любовь Рыбакова
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития общества наблюдается отсутствие достаточной экономической культуры населения. А для успешной социализации человека в условиях рыночного механизма хозяйствования целесообразно начинать экономическое образование с дошкольного возраста.

В концепции современного дошкольного воспитания, раскрываемой

в ФГОС ДОО, даётся характеристика базиса личностной культуры дошкольника, в состав которой входит ориентировка ребёнка в предметах, созданных руками человека, явлениях общественной, собственной жизни

Публикация «Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр» размещена в разделах

и деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте ДОО в настоящее время выделено пять областей, среди которых особое значение как базисной для экономического воспитания области приобретает область социально-коммуникативного развития. Это свидетельство актуальности данного вопроса и необходимости дальнейшей разработки содержания и методики экономического образования детей дошкольного возраста.

Теория экономического воспитания дошкольников была изучена

в работах Шатовой А. Д., Сергеевой Д. В., Дыбиной-Артамоновой О. В. и др.

Организация работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом ФГОС может осуществляться, как часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОУ, и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста является педагогический процесс основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребёнок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, так же в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-пространственной среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.

Особый интерес в настоящее время представляет изучения вопроса экономической ориентации дошкольников посредствам основных педагогических форм и методов, что и является целью исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- теоретическое обоснование изучения проблемы воспитания экономической культуры детей дошкольного возраста;

- изучение программно-методического обеспечения экономического воспитания детей дошкольного возраста;

- организация опытно-экспериментальной работы по изучению уровня и формированию экономической культуры дошкольников.

В МБДОУ № 63, где проходил эксперимент, базисной программой образования детей является программа «Детство». Изучив эту программу и сопоставив её с программой А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», взаимно дополнив их, мы составили вопросы для изучения уровня экономического развития дошкольников. Вопросы составлены по четырем блокам: «Труд - продукт»; «Деньги»; «Реклама»; «Полезные навыки и привычки в быту – та же экономика».

В результате диагностики дети показали довольно низкие результаты: высокий уровень – 0%, средний уровень – 30,7%, низкий уровень – 69,3%

Таким образом, можно констатировать, что хотя дети и владеют определенным уровнем экономической культуры, у большинства из них знания ограничены. Для того, чтобы поднять уровень экономической культур дошкольников необходим формирующий этап.

Основные задачи, которые решались в процессе формирующего этапа :

– научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

– с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

– объяснить взаимосвязь между экономическими категориями (труд, товар, деньги, стоимость, цена) и нравственными (бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость);

– научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

– вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Для успешного проведения работы по повышению экономической культуры дошкольников на формирующем этапе необходимо создать условия реализации программы по экономическому воспитанию. Для этого мною была подготовлена предметно-пространственная среда. Основными её элементами являются: игровой уголок, тематический подбор игрушек, пособий, организация выставок, мини – музеев и др. Самым главным здесь является то, чтобы предметно-пространственная среда носила развивающий характер.

С этой целью были оформлены :

1. Игровой уголок, где в качестве «сквозных» персонажей присутствуют куклы: «Царица – экономика», «Девочка – копеечка», «Крис и Тама».

2. Образовательные пространственные микросферы;

- Азбука «Гнома – Эконома» (новые профессии);

- «Экономная жизнь одной семьи»;

- «Рекламное агентство».

3. Тематические выставки:

- «Чудеса в кошельке» (деньги);

- «Путь длиною в века» (семейный бюджет);

- «Копилка» (выставка копилок);

- «Время - деньги» (выставка часов).

4. В царстве «Царицы – экономики» сконцентрирована художественная литература.

5. Альбомы: «Монеты профессий», «Путешествие в прошлое», Экономических задач, головоломок, кроссвордов

6. Дидактические и настольно печатные игры: «Эволюция «Древний мир», «Эволюция обычных вещей», «Эволюция транспорта», «Прогулка по городу», «Знаю все профессии», «Весёлый бизнесмен», «Из чего мы сделаны».

Всё это позволяет ребёнку окунуться в загадочный мир экономик. Необходимо подчеркнуть, что работа по экономическому воспитанию должна быть творческой, интересной, тогда и дети к познанию основ экономики будут относиться как к важному делу.

Ввиду низкой экономической культуры, показанной детьми в результате констатирующего эксперимента, в работе по формированию экономических знаний я уделила особое внимание дидактическим играм с экономическим содержанием. Вся эта работа проводилась в 4 этапа.

На первом этапе с целью формирования и закрепления экономических представлений по разделу «Труд – продукт» были организованы следующие игры:

- «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель этой игры: систематизировать представления детей о различных профессиях, развивать умение последовательно рассказывать о трудовом процессе. В игре использовались предметные картинки с изображением орудий труда для людей разных профессий. Вначале педагог делит группу детей на 3 команды, каждой команде даётся набор картинок с изображением орудий труда для людей одной профессии. Детям необходимо определить свою профессию и рассказать и рассказать о ней, не называя её названия, остальные должны угадать что это за профессия.

«У каждого своё». Цель этой игры: заключается в обучении детей правильно называть орудия труда и результаты труда, закреплять знания детей о профессиях и их значимости, воспитывать уважение к человеку – труженику и бережное отношение к результатам труда. Для проведения этой игры мы располагаем детей полукругом и предлагаем им поиграть. Взрослый бросает мяч любому ребёнку, называет профессию и предлагает того назвать орудия труда и результаты труда человека.

«Необычные путешествия». Цель этой игры: углубить представлении детей о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.

В игре использовались предметные картинки с изображением разных вещей, изделий. Вначале педагог объявляет, что Гном – Эконом собрался отправиться в путешествие и пригласил с собой детей. Как вы думаете, что надо взять с собой в путешествие? Дети подбирают карточки – картинки с изображение разных предметов, сравнивают их по признакам, объясняют сделанный выбор.

В результате игр мы наблюдали, что дети приняли задачу, следили за правильностью выполнения заданий, т. к. были заинтересованы. Каждый ребенок стремился: выполнить задание и получить положительную оценку.

У них возник интерес к данным играм, возникло желание проводить

их в самостоятельной деятельности.

На втором этапе преследовались следующие цели:

- рассмотрения представлений по разделу «Деньги»;

- дифференциация понятий «Труд – стоимость – деньги», воспитания правильного отношения к деньгам. На данном цикле нами проводились следующие игры:

«Рациональная покупка». Цель этой игры: побуждать детей

к ориентации в области финансовых категорий (деньги, стоимость, менять). Формировать здоровый интерес к деньгам, понимание сути купли – продажи, того, что не все можно сразу купить. В игре использовались карточки

с изображением товаров, карточки-деньги, каталог товаров. Ход игры заключается в том, что сначала несколько детей «открывают» магазин, в котором «продаются» разные товары. Каждому ребенку выдаются карточки-деньги, на которые он должен «купить» как можно больше товара. Задача «продавца» - выручить много «денег».

– «Доходы семьи «Экономистов». Цель этой игры: углубить представление детей о доходе, о его динамике. Дети играют в «Семейный бюджет», ими определяется доход семьи. Детям мы задавали следующие условия игры: 1) в гости приехала «Тетя экономика» и добавила в доход семьи пенсию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? 2) сестра в этом месяце не получила стипендию. Денег стало больше или меньше? 3) папа Экономист хорошо работал и получил премию. Доходы семьи изменились? Как? В ходе игры дети понимают, что доход – это все деньги, которые получают члены семьи.

«Домик и копилка». Цель этой игры: помочь детям уяснить сущность понятия сбережения (накопления). 1) Воспитатель обращает внимание на необычный домик. Этот домик называется копилкой. Кто в нём живёт?

2) Живут рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход, А когда уходит – расход. 3) Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «А бывает ещё накопление…». 4) Для чего нужна копилка? 5) Где ещё можно хранить деньги?

«Волшебное превращение денежки». Цель этой игры: познакомить детей с валютой, как денежной единицей страны (деньгами других стран). Дети заочно путешествуют с денежкой – рублём в другие страны. Волшебная палочка всё время меняет «имя» денежки. В каждой стране денежка имеет своё «имя» : в России – рубль, в Германии – марка, на Украине – гривна, в США – доллар и т. д. Подводится итог: валютой называется денежная единица любой страны.

Вывод: дети на втором этапе, в основном, справились с играми, действовали в соответствие с правилами, соревновались друг с другом.

На третьем этапе работы мы решали задачи по блоку «Реклама». При этом мы использовали занятия и сюжетно – ролевые игры.

непосредственная образовательная деятельность (далее – НОД) на тему «Реклама». Цель: обобщить знания детей о рекламе, её видах, назначении. Обучать детей правильному восприятию рекламы по принципу: «Не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить, подумай – нужна ли тебе эта вещь и хватит ли денег на её приобретение?» воспитывать у детей начала разумных потребностей.

– НОД на тему «Реклама». Цель: Расширять знания детей о рекламе,

её роли в торговле. Учить передавать через изображения предметов смысловые взаимосвязи. Развивать в детях потребность в эстетическом наслаждении при создании новой обёртки конфет «Детям».

– Сюжетно – ролевая игра: «Рекламное агентство». Цель: Создание рекламы для повышения спроса на товар, развитие у детей интереса

и положительного отношения к рекламе. Расширить представление о работе рекламных агентов, об особенностях их труда. Развивать воображение у детей. Ход занятий и сюжетно-ролевой игры можно наглядно увидеть в приложении. В результате проделанной работы можно увидеть существенные изменения. Дети с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, устанавливают взаимосвязи между людьми разных профессий.

Четвертый этап мы проводили с целью уточнения и закрепления знаний по разделу: «Полезные навыки и привычки – это тоже экономика». На данном этапе проводились следующие игры:

Игра: «Мое хозяйство». Цель игры: Подводить детей к пониманию таких терминов как «хозяйство», «домашнее хозяйство». В игре использовались 18 предметных картинок, объединенных в три группы: огород (6, сад (6, домашнее хозяйство (6). В эту игру играют три ребенка. Они определяют, кто какое хозяйство будет собирать. Выигрывает тот ребенок, который первым собирает свое хозяйство.

– Беседа по стихотворению К. И. Чуковского «Федорино горе». Цель: Дать детям представление о бережливости и неряшливости. Вначале: чтение стихотворения. Затем: вопросы к детям после чтения: почему все вещи убежали от Федоры? любили ли вещи свою хозяйку? когда они вернутся? что нужно сделать? кого называют бережливым, трудолюбивым?

Предложить детям пословицы и поговорки о бережливости и хозяйственности: бережливость не скупость, дом вести – не рукавом трясти, не деньги богатство – бережливость и разум; пушинка к пушинке – будет перинка; великий дом хозяином хорош и т. д.

Занятие на тему: «Про электричество и воду». Цель: Уточнить представления о главных физиологических потребностях человека: о свете и воде. Подвести к пониманию необходимости экономии электричества и воды, к пониманию того, что их экономия является полезной привычкой.

Здесь описаны только некоторые игры и НОД. Кроме них в утренние

и вечерние часы проводились и другие экономические игры :

1. Игры-сказки: «Жизнь первобытных людей», «Машина времени».

2. Игры-конкурсы: «Лучший художник по изготовлению денежных купюр и монет»; «Знаток экономической жизни древнего человека».

3. Игры-эстафеты: «Расшифровка простейших экономических слов»; «Разгадывание кроссвордов и ребусов на темы труда».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Остров сокровищ»; «Трикотажное ателье».

5. Дидактические игры : «Экономный закройщик»; «Супермаркет»; «Угадай цену».

В качестве «сквозных» персонажей были использованы: «Гнома-эконома», «Фею-экономику», «Девочку-копеечку», «Мальчика-рублика», «Криса и Таму» (первобытных людей).

В работе с детьми оправдывает себя разное сочетание использования игр:

1. Игра-занятие с группой в целом, подгруппой детей, одним единственным ребенком.

2. Игра – как часть занятия.

3. Игра – эпизод «в связи» с темой.

4. Игра – разыгрывание ситуаций (например, знакомство с «Гномом-экономом» и его друзьями).

5. Игра-упражнение.

6. Игра-конкурс.

В работе также используются настольные игры с доступным материалом (картинки, схемы, планы, модели, макеты, мелкие игрушки и т. д., с занятиями разной сложности.

Эти игры вызывают задор у играющих детей, желание объяснить правила игры, проявлять произвольное, инициативное общение, стремиться

к логическому аргументированию поступков и оценок персонажей, сознательному построению ответов.

Разные по цели и форме проведения развивающие игры экономического содержания должны быть интересными для детей, а значит, тщательно подготовленными воспитателем.

В организации игр необходимо соблюдать следующие требования:

- определение места игры с учетом возрастных особенностей детей;

- подбор качественного дидактического и словесного материала;

- тщательный отбор способов передачи или закрепления знаний и учета широкого спектра детских умений;

- обеспечение одновременного удовлетворения ведущих потребностей ребенка: общения, познания, игрового действия и самоутверждения.

Опыт показывает, что игра, проводимая весело, на улыбке, шутке, сердечности, вбирающая самым лучшим образом радость, азарт детских глаз, искренность чувств непременно активизирует речемыслительную деятельность ребенка, его язык эмоций.

Игры лучше использовать в различные отрезки времени, утром и вечером, в течение НОД.

В утренний и вечерний отрезок времени можно проводить игру-драматизацию «Крис и Тама занимаются хозяйством». Цель игры: знакомство детей с началом производящей экономики древних людей – земледелием, скотоводством, добыванием огня.

На прогулке можно рекомендовать игру «Орудия труда». Цель игры: знакомство детей с первыми орудиями древних людей. Подвести детей к пониманию того, что только труд помог первобытным людям выжить.

Как часть познавательной НОД проводится игра «Крис и Тама занимаются хозяйством». Цель: Учить детей посредством пантомимы передавать действие, развивать воображение, творчество, фантазию. Познакомить детей с началами производящей экономики древних людей – земледелием, собирательством, добыванием огня. Продолжить знакомить детей с условиями жизни древних людей. Также как часть НОД «Семейный бюджет» проводится игра «Магазин».

У игры «Экономный закройщик» цель иная: развивать сообразительность, умение экономно расходовать материал.

Особой популярностью пользуется у детей интеллектуальная досуговая игра «Поле чудес». Цель игры: учить, а в дальнейшем упражнять и закреплять умение детей набирать товар на данное количество очков. Эта игра может использоваться на занятии как часть, а может проводиться как развлечение. Для игры требуется барабан. «Поле чудес» - карточки с изображением предметов и количеством очков.

В свою работу с детьми можно включить систему дидактических игр по формированию интеллектуального экономического баланса : «Лото», «Домино», «Игры-путешествия», простейшие конкурсы, интеллектуальные и развивающие игры (головоломки, лабиринты, смекалки и т. д.

Все развивающие игры также направлены на развитие у детей внимания, сообразительности, умения логически мыслить, принимать обоснованные решения.

Таким образом, методы и приемы обучения дошкольников основам экономики могут быть абсолютно разными, но основой должна быть игра. Ибо она для ребенка и занимательна, и увлекательна, и познавательна. Игра – это то, что никогда не надоедает детям, они играют постоянно, а познание экономики должно быть не эпизодическим, а постоянным.

Своей перспективой как педагог-практик я ставлю задачу постоянно совершенствовать и нарабатывать игровую технологию в развитии экономического воспитания, продолжать строить свой педагогический процесс так, чтобы ребенок постоянно пребывал в игре.

Большая работа по экономическому воспитанию детей должна проводиться с родителями. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях и беседах я стараюсь подводить родителей к пониманию важности экономического воспитания детей, связи экономического образования в детском саду и экономического воспитания в семье. О том, как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики. В условиях, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными для них явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров.

Дети старшего дошкольного возраста достаточно четко представляют себе границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках, легко оперируют ими.

Родителям были предложены следующие темы собраний и консультаций:

1. «Вечер вопросов и ответов».

2. «Дошкольник и экономика. Экономный хозяин».

3. «Вторая жизнь вещей».

4. «Как заставить одежду подрасти вместе с вами?».

При организации работы с родителями в детском саду проводятся различные мероприятия, дни открытых дверей с приглашением родителей.

Таким образом, благодаря разнообразию мероприятий формирующего этапа по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста были достигнуты достаточно эффективные результаты. Эти результаты были достигнуты благодаря специально подобранной по определенным принципам системе дидактических игр, занятий, а также помощи родителей.

Подводя общий итог всей работы, можно отметить следующее: как показал эксперимент, значительной оказалась система развивающих игр, упражнений.

1. Выполнение работы по данному вопросу позволило мне более серьёзно осознать, увидеть всю систему экономических игр, как бы пережить её от начала до конца и выразить в письменном виде.

2. Работа над данной темой повысила мой уровень знаний по этой проблеме.

3. Внедрение игр в систему экономического воспитания убедило меня в доступности экспериментальной программы для старшего дошкольного возраста.

4. Основы игровой деятельности проявились у детей в повседневной жизни. Действия детей стали более осознанными.

5. Игры экономического содержания способствуют умственному развитию и развитию речи у детей.

6. В ходе этой работы у меня вызрело решение в перспективе нарабатывать игровую технологию в развитии экономического воспитания и наладить контакт с родителями, объяснять им значимость экономического воспитания детей в детском саду и дома.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возрастаКартотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода).

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр
Опубликовано: 7 января 2022 в 11:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Рыбакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД