Оксана Кочеткова
Формирование основ системного мышления у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной дидактике идет активный поиск путей формирования основ системного мышления детей. Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ-педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.
Алгоритм системного мышления :
1. Выбор объекта и определение его функции или свойства (объект – функция)
2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства (объект в прошлом и в будущем)
Публикация «Формирование основ системного мышления у детей 3–4 лет» размещена в разделах
3. Выявление составляющих объекта (части объекта)
4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект. Выявление основного места обитания или функционирования (объект – место функционирования, классификационная группа)
5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам (чем объект похож и чем отличается от других объектов).
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Его минимальная модель – девять экранов. Мыслительные операции систематизации позволяют дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Усвоенные операции помогают детям структурировать имеющуюся у них отрывочную информацию, дополнять ее с помощью аналогий и сравнений. В первую очередь объекты живой природы подвергаются так называемому генетическому анализу, т. е. в основу логических операций системного характера ложится линия жизни (существования) конкретного объекта.
«Системный оператор»
6 Н. С. 3 Н. С. 9 Н. С.
4 С. 1 С. 7 Н. С.
5 П. С. 2 П. С. 8 П. С.
С – система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения
Н. С. – надсистема, ближайшее окружение объекта.
П. С. – подсистема, структурная единица объекта.
Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта:
1. Что это? (называется объект и обозначается схемой)
2. К какому миру он относится? К какому классу? Какие признаки говорят об этом?
3. Где находится (живет) наш объект? Какие условия в этом месте? (климат, питание и т. д.)
4. Из каких частей состоится объект? Как каждая часть помогает объекту существовать? (для чего каждая часть)
5. Кто его «друзья»? (представители того же класса)
6. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
7. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
8. Как изменится этот объект, когда вырастает? Какие новые «дела» у него появятся?
9. Что нужно, чтобы так произошло?
10. Что будет, если… (задать условие по изменению климата, флоры, фауны региона, где обитает объект, в соответствии с уровнем природоведческих знаний детей).
Работа с «системным оператором» начинается с того, что:
1. Выбирается объект – система, определяются его признаки, основное назначение – функция;
2. Определяются части системы, ее составляющие (подсистема);
3. Рассматривается место функционирования системы и группа или класс, к которым относятся объекты (надсистема);
4. Объект и его функция рассматриваются в прошлом;
5. Рассматривается прошлое подсистемы объекта;
6. Определяется прошлое надсистемы объекта;
7. Объект и его функция рассматриваются в будущем;
8. Рассматривается будущее подсистемы объекта;
9. Определяется будущее надсистемы объекта.
Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту живой природы «воробей».
Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца) Гнездо с птенцами Место обитания воробья (лес или городские улицы)
яйцо Птенец (воробышек) Взрослый воробей
Скорлупа, белок и желток с зародышем Части тела слабого неумелого птенца Части тела взрослой птицы
Этапы работы.
1 этап. Установление системных связей.
Задачи.
1. учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта : цвет, форма, размер, назначение. Контрольные вопросы: что (кто) это? (мяч). Какого цвета (формы, размера) мяч? Как можно играть с мячом? Для чего нам нужен мяч? (играть).
2. учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях.
Контрольные вопросы: что это у петушка? Что делает петушок крылышками? Как называется эта часть у петушка? Зачем петушку ноги?
3. познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов. Контрольные вопросы:
Где живет лиса? Кто еще живет в лесу? Где стоит кровать? Что еще есть в спальне?
4. учить рассматривать развитие системы во времени : настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года). Контрольные вопросы: вы сейчас какие: большие или маленькие? Что вы умеете делать? А раньше, какими вы были? Что умели делать? Какими вы будете, когда вырастите?
2 этап. Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами.
Задача: систематизировать знания детей о любой системе, т. к. сведения о ней рассматриваются во взаимосвязи с другими предметами, явлениями.
Волшебные экраны – универсальная модель организации занятий с детьми по ознакомлению с окружающим и природой. В совместной деятельности с детьми можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач на занятии.