Бабушкина Галина
Формирование основ проектной деятельности обучающихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Александровна Бабушкина, учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
города Тобольска Тюменской области
Формирование основ проектной деятельности обучающихся начальной школы.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
Публикация «Формирование основ проектной деятельности обучающихся начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Основной целью педагогической деятельности считаю – помогать детям, проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Главным помощником, конечно, является УМК «Начальная школа XXI век». Данный комплект решает задачи:
развития интеллектуальных и творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
создания педагогических условий, для широкого переноса средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
формирования у ребенка опыта разнообразных социальных отношений, вооружения необходимыми средствами для самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Задачи данного комплекта направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся и на сохранение их здоровья.
В связи с этим в своей работе уделяю большое внимание методу проектной деятельности, который позволяет:
выявить творческие способности ребёнка;
улучшить контакт с обучающимися;
дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Проектную деятельность рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, реализую следующие задачи, направленные на:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего развития. В своей работе с обучающимися использую проектную деятельность, которая раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. ( Например: «Дизайн одежды», «Здравствуй, осень»)
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать обучающихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе, одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей, важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Таким образом, проектная деятельность обучающихся начальных классов является совместной деятельностью учитель – обучающийся – родители.
Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. (Примеры проектов «Жизнь диких животных», «Николай 2 в Тобольске»)
Алгоритм проектной деятельности чётко выстроен и имеет единую структуру для всех предметов.
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
Например, интеллектуальный проект «Я знаю много интересного о …» предполагал самостоятельный выбор учащимися слов, которые, на их взгляд, ближе, интереснее, благозвучнее… ( дети выбирали слова: солнце, небо, земля, весна, мама, зима и пр.)
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать, сколько лексических значений имеет выбранное слово. Есть ли у данного слова антонимы, синонимы. Существуют ли фразеологические обороты с данным словом. Какие имеются пословицы, поговорки, загадки. В каких названиях картин известных художников упоминается это слово. А так же в сказках, рассказах, стихах и песнях. Ребята выражали желание самим придумать стихотворение или рассказ.
3 этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
4 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?. Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам следует обратиться?» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр., за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект самым лучшим, возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах. (Примеры)
7 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Исследовательская, проектная деятельность подготавливает обучающихся к участию в научно-практических конференциях.
С внедрением ФГОС я использую метод проектов во время внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь».
Я считаю, что применение метода проектов в такой работе приносит свои плоды.
Ежегодно ученики моего класса не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места.
Дни защиты проектов обучающиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса по сложившимся традициям проходит за круглым столом. (Примеры)
Халтурина Евгения и Ламбин Алексей в 2012 году приняли участие в фестивале «Надежда».