Вера Матвей
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательного модуля :
1. Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей.
2. Культура безопасности жизнедеятельности : понятия.
3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте.
4. Формирование основ КБЖ дошкольников при освоении образовательной области «Безопасность»
Публикация «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
5. Работа с родителями по формированию основ культуры безопасности дошкольников.
6. Литература.
1. Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей
Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях.
Наиболее уязвимой категорией подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова). Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Вместе с тем дети дошкольного возраста отличаются высокой степенью доверчивости, внушаемости, открытости и любознательности, что способствуют их уязвимости в случае возникновения опасной ситуации.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности актуально в современном дошкольном образовании.
2. Культура безопасности жизнедеятельности : понятия
Понятия «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности» отражают взаимосвязанные процессы и явления.
Безопасная жизнедеятельность - это жизнедеятельность по законам безопасности, которая включает профилактику, минимизацию рисков, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.
Культура безопасности личности включает в себя ряд дополнительных компонентов: безопасная жизнедеятельность, мотивация, опыт повышения готовности к безопасной жизнедеятельности.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Но недостатком этого определения является отсутствие указания на степень защищенности.
Поэтому более корректным является следующее определение: «Безопасность – состояние защищенности объекта защиты, при котором значение всех рисков не превышают их допустимых значений».
3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) в ДОУ происходит при освоении детьми содержания образовательной области «Безопасность» и направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений.
Формирование основ КБЖ в ДОУ происходит через решение ряда следующих задач:
- формирование навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
- научить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- познакомить с правилами безопасного поведения на улице, дома, на природе, с окружающими людьми;
- формировать качества личности безопасного типа (внимание, бережное отношение к людям и окружающей среде, трудолюбие, доверие, уверенность и т. д.);
- развитие игровой деятельности детей;
- обеспечить приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование у ребенка положительного отношения к себе;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Таким образом, во-первых, детям нужно:
o дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения;
o научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
o развивать самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Второй период (дети 5—7 лет, происходит изменение психологической позиции детей. В этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ реализуется по следующим направлениям:
o социально-психологическое - предполагает развитие потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни, интеллектуальное направление предполагающее получение комплекса теоретических знаний;
o оздоровительное - направленно на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой безопасной модели поведения, которая включает:
o умение предвидеть опасность;
o умение принять меры во избежание опасности;
o умение обращаться за помощью к другим;
o уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Таким образом, особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предполагают реализацию комплекса, который включает механизм, направления и модель, способствующие достижению эффективных результатов в формировании основ безопасности.
Для успешного формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников необходимо создать ряд условий:
- предметно-пространственная, развивающая среда (ППРС);
- благоприятный психолого-эмоциональный климат в группе;
- деятельность детей.
7. Формирование основ КБЖ дошкольников при освоении образовательной области «Безопасность»
Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
- Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
- Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
- Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности :
- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- Активизировать знания о:
- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
- о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей может, осуществляется по ряду следующих основных направлений :
o работа с детьми;
o работа с родителями (законными представителями) - проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых и т. д. ;
o педагогическим коллективом и персоналом - педсоветы, совещания деловые игры, психологические тренинги, ПДС и др.
4. Работа с родителями по формированию основ культуры безопасности дошкольников
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Для этого необходимо определить план, направления сотрудничества с семьей, формы взаимодействия и выявить интересы и запросы родителей.
o Информационно-аналитическое - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (опросы, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности);
o Познавательное - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей безопасного поведения. (Родительское собрание : “Безопасность детей – дело взрослых”; Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”. Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”).
o Просветительское (наглядно-информационное) - ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей (организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности; создание информационных проспектов для родителей на стенде “Безопасность”; выпуск газеты “Безопасность”; разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку).
o Досуговое - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек“. В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина”. Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”.
9. Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – С. П., 2002.
2. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3.
3. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. ,2000.
4. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию// Дошкольное воспитание. -2003.-№1.-С. 4-9.
5. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошк. Воспитание 2000 №1.
6. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. -2004, №4.