Людмила Шестакова
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести – также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление – экономическое воспитание. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. В старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребёнка.
Поэтому, мы поставили перед собой следующие главные задачи:
познакомить с элементарными экономическими понятиями; научить дошкольников решать простейшие экономические задачи; развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей, уважать труд взрослых.
Как мы знаем, ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребёнок как бы проживает нереальную для него действительность. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, осознаёт своё «я» и определяет своё место в системе общественных отношений. Играя, ребёнок моделирует жизненные ситуации, происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности.
Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приёмы в их сочетании.
Для организации образовательной и игровой деятельности в детском саду нами была преобразована предметно-пространственная среда группы: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны настольно-дидактические игры: «Монополия», «Разложите товар», «Копилка», «Профессии и продукты труда». К первой годовой задаче по финансовой грамотности у дошкольников нами был сделан банкомат Сбербанка. С помощью банкомата дети играют в сюжетно-ролевые игры: «Финансист», «Продавец» при помощи данного пособия дети узнают, откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся в первую очередь, как можно сэкономить, учатся пользоваться банкоматом.
Особый интерес вызывают интеллектуальные игры, познавательные, практические, игровые задачи и проблемные ситуации, когда все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи, с помощью которых воспитанники самостоятельно находят выход из положения. Такие задания несут в себе элементы занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей - дошкольников. Появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам и предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Список используемых источников и литературы
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. – 103 с.
2. Гладкова О. А., Коломийченко Л. В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169с.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176 с.
5. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017. – 53 с.