Лидия Минеева
Формирование основ финансовой грамотности на коррекционно-логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Суксунский детский сад Улыбка» 2 корпус
Учитель-логопед: Минеева Лидия Анатольевна
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ».[/b]
Наш детский сад является инновационной площадкой по апробации программы «Открытие Феечки-копеечки». Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности на коррекционно-логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Начав изучение этой темы, не до конца было понятно, с чего начать, и как связать работу учителя-логопеда с финансовым развитием детей. Но изучив литературу, познакомившись с опытом коллег, пофантазировав, постепенно стало понятно что:
В календарно-тематическое планирование отдельным пунктом включена неделя «Финансовая грамотность». В течение тематической недели корректировали речь и обогащали словарный запас, связанный с областью экономики и трудовой деятельности людей. Познакомились со словами экономика, купюра, монета, банк, семейный бюджет, доход, расход. В доступной форме, дети получили представление о таких экономических качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность и многими другими понятиями. Узнали кто такой работодатель и что такое зарплата.
Важно, чтобы ребёнок правильно понимал значение слов и смысловое родство этих слов. Для детей, а для детей с речевыми патологиями особенно важно, чтобы словарь накапливался в определённой системе. Ещё Александр Романович Лурия отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему. Таким образом у ребёнка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е формируется семантическое поле. Чем шире развито семантическое поле, тем быстрее ребёнок сможет производить отбор слов во время общения.
Стоит уточнить, что такое семантическое поле?
Действие предмета Действие с предметом Признаки предмета
Родственные слова МОНЕТА Падежные конструкции
Части предмета Слова антонимы, синонимы. Работа над фразой.
Эту технологию разработали З. А. Репина и Т. В. Васильева, они представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Разработана она для детей с ТНР, но работает и с норматипичными детьми.
И так, на занятиях тематической недели «Финансовая грамотность» развивали семантические поля разных слов, связанных с финансовой грамотностью. В частности, с ядерным словом МОНЕТА.
Дети узнали, что МОНЕТА – это денежный знак, который изготавливается из металла, имеет определённую форму вес и достоинство.
Слово МОНЕТА происходит от латинского слова moneta, которое было прозвищем богини Юноны, храм которой стоял рядом с монетным двором.
Подобрали родственные слова и синонимы к этому слову (копейка, денежка, грош,).
Кто зарабатывает в семье деньги?
Мама и папа – работают на работе.
Бабушка и дедушка – получают пенсию.
Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.
Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется семейный бюджет. Который, тратится на нужды всех членов семьи.
Разобрали слово МОНЕТА по звуковому составу.
Поиграли в игру «Объяснялки» :
Что обозначают словосочетания:
• звонкая монета
• фальшивая монета
• памятная монета
• старая, старинная монета
• иностранная монета
На этом этапе помог мини-музей «Монеты», где дети смогли рассмотреть разные монеты: памятные, старинные, иностранные.
Следующее задание преследовало цель, изменить слово по падежам.
Задание:Закончить предложение, словом МОНЕТА.
У Тани в кошельке лежат … .
У Вани карманах нет …. и т. д.
Далее глагольный словарь: Что можно делать с монетами?
Что-то купить, положить в копилку, отнести и положить на счёт в банке, отдать маме, обвести, посчитать, потерять и т. д.
Поработали над словообразованием сложных слов:
Работу даёт – работодатель.
Заработанная плата – зарплата.
Универсальный магазин – Универмаг.
В качестве динамической паузы использовала игру с мячом:
«Что не купишь на МОНЕТЫ?» (любовь, дружбу, семью,)
Работали с деформированной фразой :
Папы, у, монет, 6, кармане, в.
Объясняли значение фразеологических оборотов:
Платить той же монетой - отвечать тем же самым, таким же отношением, поступком и т. д
Принимать за чистую монету.
Существовало несколько способов проверки подлинности монет. Один из них заключался в проверке на зубок. Если на монете не оставались вмятины, значит это чистая монета, а если оставалась вмятина - значит это фальшивка. Позже приобрело переносное значение : принять за правду, какой либо вымысел.
Приём «зарабатывание» монет особенно нравится детям.
За каждое правильно выполненное задание, дети получают МОНЕТЫ. В конце занятия подводим итоги, кто больше заработал монет, считаем бюджет? Решаем не сложные экономические задачи: как, когда и куда рационально потратить заработанные деньги?
• Купить сыну зимнюю одежду или дочери новую игрушку?
• Или, например, предлагаю «купить» билеты идём смотреть мультфильм.
• Или «отправляемся» в магазин и решаем, что можем купить на наши монеты, а что не можем? И почему?
Эту игру используем не только на неделе «финансовой грамотности», но и на других занятиях.
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности способствует решению следующих задач:
- Формирование основ экономической культуры у детей-дошкольников;
- побуждению детей к общению друг с другом;
- комментированию своих действий;
- способствует закреплению навыков пользования звуками;
- совершенствованию разговорной речи;
- расширению словарного запаса;
- формированию грамматического строя языка и связной речи.
Элементы работы над финансовой грамотностью прослеживаются в течении всего учебного года.
На тематических занятиях знакомились с профессиями людей:
• «Транспорт» : шофёр, водитель, лётчик, капитан корабля.
• «Мебель» : столяр, плотник, мебельщик, стекольщик.
• «Посуда, продукты питания» : повар, официант.
• «Семья» : Кто в семье зарабатывает? Кем работают родители? И т. д.
На занятиях по звуковой культуре речи, особое место отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Решая задачи по освоению программы, выполняли задания, например:
• Разобрать слово КОПИЛКА по звуковому составу;
• провести анализ и синтез слова РЫНОК;
• из предложенных, выбери картинки на заданный звук и др.
Настольный театр и мини-постановка по стихотворению Корнея Чуковского «Муха Цокотуха».
• Слушали и пересказывали отрывки из сказок: «Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Кот в сапогах», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др
заучивали стишки и потешки:
«Три копейки», К. И. Чуковский «Федорино горе»и др.
Игры: «Что нельзя купить за деньги?», «Кому, что нужно для работы», «Доскажи словечко».
Таким образом, использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволило развить интеллект, расширить кругозор ребенка.
На старте работы сомневалась, смогу ли заинтересовать детей, смогут ли дети выполнить предложенные задания. Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Что для детей с речевыми патологиями тоже нелегко.