Ирина Землянкина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи
Землянкина Ирина Владимировна
воспитатель МБДОУ детского сада №18
г. о. Самара, 2013 г.
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Наблюдения за поведением и деятельностью детей старшей группы детского сада № 18 показали, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательного процесса:
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- не понимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Проведенный анализ дает возможность сформулировать профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки образовательного процесса: Необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс.
Результатом должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся :
1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.
Необходимо закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем; познакомить детей со службой «02»; сформировать представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого.
Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
В содержание образовательного процесса следует включить:
1. Решение ситуативных задач с детьми;
2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;
3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;
4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;
5. Тематические занятия, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место»;
6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни».
В средствах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».
2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома».
3. Создавать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».
4. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Приобрести разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Педагоги:
- Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «ОБЖ в детском саду», «Формирование основ безопасного поведения дошкольников».
- Содержательное, целенаправленное календарно-тематическое планирование.
Дети:
Использование на занятиях интерактивного мультимедийного дидактического пособия «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали».
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. Занятия-инсценировки: «Когда мамы нет дома».
Сотрудничество с родителями.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.