Валентина Плющенко
Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Формирование общекультурной компетенции дошкольника
в условиях реализации ФГОС».
старший воспитатель МДОУ «Детский сад№17» Плющенко В. И.
Реализация задач модернизации образования связана с включением культурного контекста в образование. Образование детей дошкольного возраста в данном контексте понимается как работа со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.
Публикация «Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
В связи с этим, ведущую роль начинает играть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Отличительные черты детской субкультуры отражаются на особенностях образа мира, который формируется в дошкольном возрасте и требует организации сложной педагогической работы по его обогащению и упорядочению.
В этих условиях становится возможным усиление культурообразующей роли образования за счет формирования модели «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность» - не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности. Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост и влияет на эффективность всего образовательного процесса.
В связи с этим, перед нами встала новая интересная задача – формирование общекультурных компетенций дошкольников в контексте ФГОС. Педагогами нашего коллектива был проведен серьезный анализ понятий ФГОС в сфере освоения культуры дошкольником.
Можно отметить многообразие использованных в нем терминов, так или иначе связанных с базовым понятием «культура», а именно «общекультурная компетенция дошкольника», наш коллектив выделили для себя следующее: образовательные компетенции обусловлены личностно- деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ребенка и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
На основе главных целей общего образования, выделяют следующие ключевые образовательные компетенций : ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
В процессе работы более всего нас интересуют, нами рассматриваются компетенции общекультурные.
• «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества»;
• «формирование общей культуры личности детей»;
• «формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей».
В описании образовательной области «Речевое развитие» предусматривается «владение речью как средством общения и культуры». В требованиях к условиям реализации Программы заявлено «создание условий для овладения культурными средствами деятельности».
В целевых ориентирах к результатам дошкольного образования на первом
месте – «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности».
Коллективом нашего ДОУ создаются необходимые условия, развивающая среда, создаются ситуации и поддерживаются действия, которые могли бы привести к формированию общекультурной компетенции. Проекты, разработанные в нашем ДОУ направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества для формирования общекультурной компетенции дошкольников.
Одним из необходимых условий формирования общекультурной компетенции дошкольника является воспитания культуры поведения у детей, правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса (В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова). Исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.
Важную роль играет усвоение детьми правил. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте - основа развития личности человека, его дальнейшей жизни в социуме. Отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правила, подкрепленные положительной оценкой взрослого, становятся для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях. В старшем возрасте закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения.
У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать культуру поведения и взаимоотношений для того, чтобы ориентировать ребенка на ту социальную среду, в которой он живет. Взрослые должны воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, считает С. Теплюк. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Поэтому надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Становлению общекультурной компетенции дошкольника способствует и игра, в процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания - развивается. Игра в дошкольном детстве является главным средством формирования личности ребенка.
Таким образом, анализ проблемы по данному вопросу показал, что формирование общекультурной компетенции дошкольника является важным аспектом становления культуры ребенка в целом. Процесс воспитания данных навыков будет успешным, если педагог будет соблюдать ряд условий : образцовое поведение самого педагога, создание всех необходимых условий окружающей среды, организация специальных занятий, использование разнообразных интересных приемов воспитания и обучения, и т. д.
Работа ДОУ по формированию общекультурной компетенции дошкольника тесно перекликается с темой опытно- экспериментальной площадки, статус которой мы получили в этом учебном году «Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС». Поэтому в этом учебном году мы продолжим работу по формированию общекультурной компетенции дошкольников средствами музейной педагогики. .Ведь общение с культурными ценностями переживается как значимое событие для ребенка, чувствующего сопричастность, соучастие в культурной жизни. Соучастие не только через событие, сопереживание, но и через содействие, заключающееся в собственной творческой проектной деятельности, что соответствует коммуникативно-деятельностному компоненту общекультурной компетентности
Включение музейной педагогики в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребенка к жизни в социуме и к происходящим социокультурным преобразованиям.
В этом направлении коллективом ДОУ достигнуты значительные результаты: в рекреациях дошкольного образовательного учреждения создаются тематические музейные экспозиции для родителей и гостей, в группах - мини-музеи («Музей русского быта», «Музей игрушки», «Музей русской матрешки», «Музей космоса»); в работе используется комплекс современных технических средств обучения, освоены инновационные технологии педагогики музейной деятельности. Проведена большая работа по заключению договоров о сотрудничестве с социальными партнерами (музей МОУ СОШ № 5, сельская библиотека, воскресная школа).
Планируется разработка сценариев экскурсий, музейных занятий и праздников, описание тематических выставок мини-музеев в группах, «Путеводители», разработка различных моделей интеграции в рамках музейных занятий, экскурсий, образовательных путешествий. В процессе их апробации будут выявлены наиболее эффективные формы интеграции, которые получат в ДОУ дальнейшее развитие. Прежде всего это образовательные путешествия, которые позволяют осуществить интеграцию образовательного пространства ДОУ и социокультурного пространства села.
Взаимодействие различных социальных институтов и создание системы социального партнерства с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования позволяют создать широкое культурно-образовательное пространство, в котором формируется детская субкультура.