Получи документы

Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС

Валентина Плющенко
Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Формирование общекультурной компетенции дошкольника

в условиях реализации ФГОС».

старший воспитатель МДОУ «Детский сад№17» Плющенко В. И.

Реализация задач модернизации образования связана с включением культурного контекста в образование. Образование детей дошкольного возраста в данном контексте понимается как работа со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.

Публикация «Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В связи с этим, ведущую роль начинает играть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Отличительные черты детской субкультуры отражаются на особенностях образа мира, который формируется в дошкольном возрасте и требует организации сложной педагогической работы по его обогащению и упорядочению.

В этих условиях становится возможным усиление культурообразующей роли образования за счет формирования модели «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность» - не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности. Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост и влияет на эффективность всего образовательного процесса.

В связи с этим, перед нами встала новая интересная задача – формирование общекультурных компетенций дошкольников в контексте ФГОС. Педагогами нашего коллектива был проведен серьезный анализ понятий ФГОС в сфере освоения культуры дошкольником.

Можно отметить многообразие использованных в нем терминов, так или иначе связанных с базовым понятием «культура», а именно «общекультурная компетенция дошкольника», наш коллектив выделили для себя следующее: образовательные компетенции обусловлены личностно- деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ребенка и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

На основе главных целей общего образования, выделяют следующие ключевые образовательные компетенций : ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

В процессе работы более всего нас интересуют, нами рассматриваются компетенции общекультурные.

ФГОС определил задачи :

• «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества»;

«формирование общей культуры личности детей»;

• «формирование социокультурной среды, соответствующей

возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим

особенностям детей».

В описании образовательной области «Речевое развитие» предусматривается «владение речью как средством общения и культуры». В требованиях к условиям реализации Программы заявлено «создание условий для овладения культурными средствами деятельности».

В целевых ориентирах к результатам дошкольного образования на первом

месте – «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности».

Коллективом нашего ДОУ создаются необходимые условия, развивающая среда, создаются ситуации и поддерживаются действия, которые могли бы привести к формированию общекультурной компетенции. Проекты, разработанные в нашем ДОУ направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества для формирования общекультурной компетенции дошкольников.

Одним из необходимых условий формирования общекультурной компетенции дошкольника является воспитания культуры поведения у детей, правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса (В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова). Исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.

Важную роль играет усвоение детьми правил. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте - основа развития личности человека, его дальнейшей жизни в социуме. Отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правила, подкрепленные положительной оценкой взрослого, становятся для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях. В старшем возрасте закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения.

У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать культуру поведения и взаимоотношений для того, чтобы ориентировать ребенка на ту социальную среду, в которой он живет. Взрослые должны воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, считает С. Теплюк. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Поэтому надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Становлению общекультурной компетенции дошкольника способствует и игра, в процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания - развивается. Игра в дошкольном детстве является главным средством формирования личности ребенка.

Таким образом, анализ проблемы по данному вопросу показал, что формирование общекультурной компетенции дошкольника является важным аспектом становления культуры ребенка в целом. Процесс воспитания данных навыков будет успешным, если педагог будет соблюдать ряд условий : образцовое поведение самого педагога, создание всех необходимых условий окружающей среды, организация специальных занятий, использование разнообразных интересных приемов воспитания и обучения, и т. д.

Работа ДОУ по формированию общекультурной компетенции дошкольника тесно перекликается с темой опытно- экспериментальной площадки, статус которой мы получили в этом учебном году «Технология музейной педагогики в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС». Поэтому в этом учебном году мы продолжим работу по формированию общекультурной компетенции дошкольников средствами музейной педагогики. .Ведь общение с культурными ценностями переживается как значимое событие для ребенка, чувствующего сопричастность, соучастие в культурной жизни. Соучастие не только через событие, сопереживание, но и через содействие, заключающееся в собственной творческой проектной деятельности, что соответствует коммуникативно-деятельностному компоненту общекультурной компетентности

Включение музейной педагогики в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребенка к жизни в социуме и к происходящим социокультурным преобразованиям.

В этом направлении коллективом ДОУ достигнуты значительные результаты: в рекреациях дошкольного образовательного учреждения создаются тематические музейные экспозиции для родителей и гостей, в группах - мини-музеи («Музей русского быта», «Музей игрушки», «Музей русской матрешки», «Музей космоса»); в работе используется комплекс современных технических средств обучения, освоены инновационные технологии педагогики музейной деятельности. Проведена большая работа по заключению договоров о сотрудничестве с социальными партнерами (музей МОУ СОШ № 5, сельская библиотека, воскресная школа).

Планируется разработка сценариев экскурсий, музейных занятий и праздников, описание тематических выставок мини-музеев в группах, «Путеводители», разработка различных моделей интеграции в рамках музейных занятий, экскурсий, образовательных путешествий. В процессе их апробации будут выявлены наиболее эффективные формы интеграции, которые получат в ДОУ дальнейшее развитие. Прежде всего это образовательные путешествия, которые позволяют осуществить интеграцию образовательного пространства ДОУ и социокультурного пространства села.

Взаимодействие различных социальных институтов и создание системы социального партнерства с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования позволяют создать широкое культурно-образовательное пространство, в котором формируется детская субкультура.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 22:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Плющенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД