марина щетинина
Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных убеждений и качеств дошкольников представляется как основополагающий фактор в развитии их индивидуальности, по мнению О. С. Богдановой и
Л. И. Катаева. Они подчеркивают, что ключевым является последовательность поступков, которые управляют формированием этих убеждений в сознании ребенка.
Педагогическое правило авторов заключается в искусном направлении действий ребенка на основе образца нравственного поведения, последующего повторения этого образца и формирования стереотипа. Основываясь на этом стереотипе, ребенок начинает ощущать социальную значимость своих нравственных поступков и вырабатывает потребность опираться на него в сходных ситуациях.
Публикация «Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки» размещена в разделах
Сказки для детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании нравственных убеждений. Яркие образы сказок внушают понимание нравственности и правил поведения. Русские педагоги понимают значение сказок не только как материала для воспитания и образования, но и как эффективное педагогическое средство. С давних пор сказка сопровождает детей исключительно эмоционально и волнующе. Её композиция, фантастические образы, противопоставление добра и зла – всё это увлекает их
содержанием. Нравственно - педагогическая сила сказки важна для формирования личности уже в раннем возрасте. Она жива и актуальна и по сей день, существуя как незаменимый инструмент воспитания. Особые связи и явления, доступные детскому пониманию, делают сказку интересной и уникальной для детей дошкольного возраста. Методика «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюковой в работе с сказкой предлагает
использовать нетрадиционный подход. Нетрадиционный подход заключается в том, чтобы научить детей смотреть на содержание сказки оригинально, необычно, по - своему. Это
позволит им не только воспринимать сюжет, но и творчески изменять развитие событий, придумывать нестандартные концовки, вносить непредсказуемые ситуации, сочетать
несколько сюжетов в один и так далее. Нестандартный подход позволяет воспитателю и ученику понять, что в сказке и в
персонаже есть плохого, а что хорошего. Воспитатель и ребенок могут находиться в новой обстановке, где добро побеждает зло, наказание является справедливым, а герой
исправляется. Этот подход позволяет осознать, что в сказке или в персонаже есть хорошие и плохие стороны. Идея улучшения, совершенствования и изменения для блага людей
должна быть основной целью воспитания.
Приведем несколько примеров. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем вдумчиво рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Почему? Во - первых, потому что кот – не образец для подражания. Кто же будет подражать тому, кто часто ведет себя некрасиво, обманывая добрых героев сказки ради своих целей?
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому - то. Вот тут - то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, то так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет
новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Важные нравственные качества детей формируются не только с помощью различных методов и средств, но и с учетом разнообразных аспектов чувств. Сказки играют ключевую
роль в этом процессе, поскольку они выделяют какие - то конкретные компоненты добрых качеств, такие как самоотверженность или сопереживание. Это позволяет детям сравнивать и анализировать, учиться доказывать свою точку зрения и выбирать свое место в мире. В результате такого воздействия, дети начинают более глубоко переживать действия героев и принимать их поступки.
Итак, в процессе взаимодействия с различными сказками дети дошкольного возраста получают возможность воспринимать информацию о моральных ценностях, таких как
доброта, щедрость и жадность. Работа с сказками способствует развитию у ребенка способности к анализу поступков и оценке их нравственной составляющей.
Таким образом, сказки являются эффективным инструментом формирования нравственных убеждений у детей, помогая им понимать разницу между хорошими и плохими поступками.