Папки-передвижки

Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки

марина щетинина
Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных убеждений и качеств дошкольников представляется как основополагающий фактор в развитии их индивидуальности, по мнению О. С. Богдановой и

Л. И. Катаева. Они подчеркивают, что ключевым является последовательность поступков, которые управляют формированием этих убеждений в сознании ребенка.

Педагогическое правило авторов заключается в искусном направлении действий ребенка на основе образца нравственного поведения, последующего повторения этого образца и формирования стереотипа. Основываясь на этом стереотипе, ребенок начинает ощущать социальную значимость своих нравственных поступков и вырабатывает потребность опираться на него в сходных ситуациях.

Публикация «Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки» размещена в разделах

Сказки для детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании нравственных убеждений. Яркие образы сказок внушают понимание нравственности и правил поведения. Русские педагоги понимают значение сказок не только как материала для воспитания и образования, но и как эффективное педагогическое средство. С давних пор сказка сопровождает детей исключительно эмоционально и волнующе. Её композиция, фантастические образы, противопоставление добра и зла – всё это увлекает их

содержанием. Нравственно - педагогическая сила сказки важна для формирования личности уже в раннем возрасте. Она жива и актуальна и по сей день, существуя как незаменимый инструмент воспитания. Особые связи и явления, доступные детскому пониманию, делают сказку интересной и уникальной для детей дошкольного возраста. Методика «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюковой в работе с сказкой предлагает

использовать нетрадиционный подход. Нетрадиционный подход заключается в том, чтобы научить детей смотреть на содержание сказки оригинально, необычно, по - своему. Это

позволит им не только воспринимать сюжет, но и творчески изменять развитие событий, придумывать нестандартные концовки, вносить непредсказуемые ситуации, сочетать

несколько сюжетов в один и так далее. Нестандартный подход позволяет воспитателю и ученику понять, что в сказке и в

персонаже есть плохого, а что хорошего. Воспитатель и ребенок могут находиться в новой обстановке, где добро побеждает зло, наказание является справедливым, а герой

исправляется. Этот подход позволяет осознать, что в сказке или в персонаже есть хорошие и плохие стороны. Идея улучшения, совершенствования и изменения для блага людей

должна быть основной целью воспитания.

Приведем несколько примеров. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем вдумчиво рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Почему? Во - первых, потому что кот – не образец для подражания. Кто же будет подражать тому, кто часто ведет себя некрасиво, обманывая добрых героев сказки ради своих целей?

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому - то. Вот тут - то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, то так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет

новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

Важные нравственные качества детей формируются не только с помощью различных методов и средств, но и с учетом разнообразных аспектов чувств. Сказки играют ключевую

роль в этом процессе, поскольку они выделяют какие - то конкретные компоненты добрых качеств, такие как самоотверженность или сопереживание. Это позволяет детям сравнивать и анализировать, учиться доказывать свою точку зрения и выбирать свое место в мире. В результате такого воздействия, дети начинают более глубоко переживать действия героев и принимать их поступки.

Итак, в процессе взаимодействия с различными сказками дети дошкольного возраста получают возможность воспринимать информацию о моральных ценностях, таких как

доброта, щедрость и жадность. Работа с сказками способствует развитию у ребенка способности к анализу поступков и оценке их нравственной составляющей.

Таким образом, сказки являются эффективным инструментом формирования нравственных убеждений у детей, помогая им понимать разницу между хорошими и плохими поступками.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки
Опубликовано: 9 марта 2024 в 11:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки» (включая файлы) размещена пользователем марина щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД