Титовец Майя Григорьевна
Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Детский сад, являясь первой ступенью в системе школьного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, творческое) и нравственно – эстетического формирование, средством для которых служит, развития всех психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе в том числе в будущем школьном коллективе. По законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Публикация «Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Природа наградила каждого человека стремлением быть хорошим в глазах окружающих, и оно ярко проявляется уже в раннем возрасте –начиная со второго года жизни. Это выражается в потребности быть принятым окружающими, прежде всего близкими людьми. На этой потребности и основан механизм нравственного развития формирующейся личности. На наш взгляд, нравственное воспитание может стать эффективным тогда. Когда оно строится на выработке у ребенка - в определенной последовательности основных элементов этого механизма, который включает в себя следующее.
Формирование у ребенка чувства гордости с 2,5-3 лет
Заниженная гордость формируется тогда, когда ребенка постоянно ругают, одергивают, предупреждают его возможные действия. Заниженная гордость означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверия в свои силы, а значит отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Отсюда медлительность: боясь осуждения других, ребенок включается в деятельность не сразу, долго обдумывает предстоящее действие.
Нормальная гордость формируется тогда, когда ребенка хвалят только за его собственные достижения. Этот тип гордости означает: у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно нормально развитая гордость является действенным стимулом последующего саморазвития личности.
Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все – начиная от успехов, достигнутых в результате собственных усилий, продолжая похвалой за модную одежду, красивую игрушку и так далее. Иногда завышенной гордости является особая одаренность ребенка, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип гордости –самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других.
Воспитание и формирование чувства стыда от 4 до 7 лет
Его основы закладываются в возрасте от 4 лет, а потом развиваются в течение всей жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки. Правда, заниженная или завышенная гордость создаёт значительные трудности для активизации чувства стыда.
Формирование совести, долга и ответственности в 5 лет
Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5лет, правда, как правило, при умелом воспитательном воздействии взрослых. Примерно в этом же возрасте начинает формироваться чувство долга перед другими и самим собой. Ребенок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, а также научится выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме. На основе развитого чувства долга постепенно начинает вырабатывается чувство ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо родителям – формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, основы долга. Практика же показывает: что многие родители не представляют, в каком возрасте и под воздействием каких факторов складывается механизм нравственного развития ребенка. Тогда на помощь приходит педагог, знающий об этом механизме и должен выступать в качестве консультанта при решении вопросов нравственного становления ребенка. Нравственное развитие ребенка – это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в разных видах отношений.
Разные виды отношений
1. Отношения с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умение ребенка заботится о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.
2. Отношения со сверстниками – это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
3. Отношения с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность и вежливость.
4. Отношение к самому себе нравственное саморегулирование возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие самоконтроля.
5. Отношения с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения. Из сказанного следует, что цель нравственного воспитания дошкольников является выработка у них умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребенок сталкивается в повседневной жизни. Работа воспитателя осложняется тем, что дети, постоянно видя на экранах телевизора отрицательные поступки своих героев (драки, удары, толкание, обзывание, ребенок может расценить это как нормальное явление, услышав нецензурную брань, принять её как образец для подражания. Эта особенность детского восприятия требует от воспитателя особого внимания.
Мы рекомендуем строить отношения дошкольника и взрослого на основе принципов:
1. Уважение в ребенке человека, т. е. учет его индивидуальности, вера в него и всесторонняя поддержка.
2. Убежденность в том, что все дети талантливы: нет не талантливых детей, а есть те, которые пока еще не нашли себя. Каждый ребенок неповторим и прекрасен.
3. Педагоги учат детей верить в свои силы, помогают войти в более широкий мир и отстаивать своё право на самостоятельность.
4. При общении с ребенком педагоги стараются оберегать его положительное отношение к самому себе. В случае неудачи они подбадривают ребенка, внушают ему уверенность в свои силы.
5. Основная задача –создать на каждом занятии ситуацию успеха для всех детей, прежде всего для недостаточно подготовленных: дать им почувствовать, что они не хуже других.
6. Нет детей неспособных: если каждому найти время и внимание, то можно обеспечить усвоение необходимого материала и индивидуальное развитие.
Условием работы педагога в детском саду являются следующие правила:
1. Никогда никого не наказывай, а ввести правила, которым обязаны следовать дети.
2. Не сравнивать детей друг с другом, а только их собственные достижения.
3. Не осуждать детей в присутствии других, а говорить с ребенком о его поведение индивидуально.
4. Не жаловаться на них родителям, но только в крайнем случае рассказать о его поведение и дать альтернативу решения.
5. Не оскорблять.
6. Хвалить от души.
7. Верить и доверять.
8. Договариваться и находить общий язык. 9. Выражать свои чувства (мне не приятно твое поведение, оно меня обижает). Исходя из этого воспитание можно охарактеризовать как создание условий для развития ребенка и его самореализации, а воспитателя как помощника ребенка в установлении его собственных отношений с обществом, историей, культурой.
Эмоционально – положительная обстановка способствует формированию у детей интереса к поиску, развивает их творчество и инициативу, желание учиться, поступить в школу.