Виолетта Витальевна Полуянова
Формирование нравственно-этических качеств детей дошкольного возраста посредством концертной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье актуализируется проблема нравственно – этического воспитания детей дошкольного возраста. Автор предлагает использовать одну из форм социально – культурной деятельности, концертную форму, для решения данной проблемы.
Ключевые слова
Дети дошкольного возраста, концерт, эстетическое воспитание, нравственно – этические качества.
Публикация «Формирование нравственно-этических качеств детей дошкольного возраста посредством концертной деятельности» размещена в разделах
В современном обществе воспитание детей осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в связи с чем возникли существенные изменения в социокультурной жизни подрастающего поколения, изменились принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений.
В связи с этим возникает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, а именно детей дошкольного возраста, высоких нравственных, морально-психологических, этических и эстетических качеств. В связи с этим проблема нравственно – эстетического воспитания становится одной из актуальнейших.
Вопросом эстетического воспитания искусством рассматривались С. Выготским, М. С. Каганом, Ю. Б. Боревым, Л. Н. Толстым, А. Н. Леонтьевым., Б. Т. Лихачевым.
Нравственно - эстетическое развитие ребенка - это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.
Цель нравственно-эстетического воспитания – это раскрытие, развитие, реализация творческих способностей обучающихся, формирование нравственно-эстетической, социально-компетентной личности.
Эффективным средством в нравственном и эстетическом воспитании у дошкольников может стать концертная деятельность. Являясь зрелищным видом развлечения, данная деятельность открывает таланты, дает возможность расти творчески.
Концерты – самое яркое представление. Они разнообразны по своему содержанию. Совместная досуговая деятельность, общение детей со взрослыми и сверстниками состоят в познании ребенком вокальной музыки и инструментальных пьес, театра и танца.
Так как основной задачей концерта является внедрение нового в жизнь общества, формирование культуры в людях, то, с каждым новым концертом, у детей дошкольного возраста есть возможность приблизиться к таким качествам, как эстетика и духовно-нравственная культура. С помощью концертной деятельности мы можем добиться позитивного настроя. Данная форма социально - культурной деятельности положительно повлияет на их сознание, ведь концерт является своеобразным культурным институтом, который способствует социализации и самореализации современных детей.
При развитии и внедрении в жизнь детей дошкольного возраста концертов проводится своеобразный педагогический процесс, который органически соединён со всей воспитательной работой, а также обеспечивает воздействие на их эстетическую и идейно-нравственную позицию.
Главная особенность концерта заключается в том, что творческий и организационный аспекты тесно связаны между собой. Первое место здесь принадлежит творческой стороне, качество которой определятся уровнем профессиональной подготовленности педагога. Но не стоит забывать, что есть и другая сторона - организационная. Именно через организацию концертной деятельности происходит художественно оформленное социальное общение. Ведь все строится не только на самом принятии участия в концерте, но и просто в присутствии на нем. Быть на концерте – это уже своего рода участие, и оно так же несет педагогическую ценность. Это гибкая, эффективная воспитательная система, которая позволяет не только удовлетворить детей и их родителей, но и воспитать в них множество различных качеств.
Обеспечить целенаправленность процесса детской концертной деятельности возможно при условии наличия педагога, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель педагога – воспитание свободной, активно действующей личности дошкольника через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае концертная деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный образовательный процесс, направленный на повышение культурного уровня ребенка.
В своей педагогической деятельности мы часто применяем такую форму творческой деятельности детей, как концерт. Концертное выступление для ребенка – это ответственный момент, так как показывает конечный результат совместной деятельности педагога и ребенка; это публичное выступление, что является эффективной формой нравственного и эстетического развития. Эта форма оказывает позитивное влияние на детей дошкольного возраста, а так же их родителей. В основном это мероприятия, посвященные официальным, международным праздникам, или же памятным дням Российской Федерации: «День матери», «Международный женский день», «День Победы». Именно для этих праздников такая форма проведения, как концерт, наиболее подходящая. Так же положительное влияние оказывает участие в концертах не только организованных самими детьми, но и различными досуговыми организациями и центрами, ведь там происходит общение детей со взрослыми и сверстниками, а так же познание ребенком различных видов искусства.
Таким образом, можно отметить, что организация такой социально – культурной формы как концертная деятельность, имеет большое значение для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, а так же формирует нравственно – этические качества.
Список литературы
1. Булатова Е. А. Музыкально - эстетическое образование в социокультурном развитии личности. / - Екатеринбург, 2001. 145 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/ - Просвещение, 1981.-240 с.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / М. Б. Запорожец. М: Мозаика - Синтез. 2006
© Филиппенко В. В., 2019