Анастасия Звягинцева
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством создания патриотического уголка
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
Звягинцева А. А.
Рощупкина Т. Ю.
Назарова И. А.
воспитатели муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад
комбинированного вида № 2 «Ромашка»
г. Губкина.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством создания патриотического уголка» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.
Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. И начинать необходимо со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в детском саду, семье, на улице, во время праздников, мероприятий – как с помощью родителей, так и под руководством воспитателя. Но при этом следует не забывать, что сами по себе знания еще не являются патриотическими чувствами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается смена ценностных ориентиров, как в обществе в целом, так и в отдельно взятой личности, что обусловлено позитивными и негативными переменами в мировом масштабе в контексте крупных социально-политических изменений. Эти изменения безусловно оказывают влияние на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения между людьми, в целом на общественную нравственность и гражданское самосознание.
Наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались : К. Д. Ушинский, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л. И. Беляева, А. П. Усова, М. В. Воробьева, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова, А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубцева и др.
Новизна заключается в создании системы работы направленной на воспитание чувства патриотизма у дошкольников основанной на использовании краеведческого материала.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Для реализации задач был реализован проект «Родина моя», разработанный на основе программы Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России» и включены ресурсы краеведческого материала.
При определении содержания, технологии ознакомления детей с родным краем, проведении экскурсий руководствовались методическими пособиями Н. Г. Комратовой, А. Я Ветохиной, З. С. Дмитренко, Е. Н. Жигналь «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Материалы данных пособий легли в основу бесед, занятий, целевых прогулок, экскурсий, игр.
Одной из задач планирования - было создание патриотического уголка. Постепенно в патриотический уголок добавлялись предметы с элементами краеведческого музея, где размещались фотографии города, памятников, достопримечательностей; дидактические игры по ознакомлению с родным городом, книги и журналы об известным местах города.
Для реализации целей по патриотическому воспитанию в старшей группе, была организована экскурсия родителей и детей с фотоотчетом «Семейная экскурсия». Для этого родителям было дано задание составить «маршрут выходного дня».
В выходной день предлагалось посетить парк, краеведческий музей, либо памятные места города. Для этого, родители совместно с ребенком составляют маршрут выходного дня. В конце выходного дня родители фиксируют, что понравилось и запомнилось ребенку. Ответы ребенка важно зафиксировать. Можно предложить изобразить на рисунке то, что больше всего понравилось и запомнилось. На этом этапе родителям и детям был предоставлен выбор как именно это сделать. Прогулку предлагалось запечатлеть в виде фотоотчета.
Была проведена фото-викторина для детей и родителей. До проведения викторины родителям было дано задание познакомить детей с историей своего города и края. Историю происхождения памятных мест, отыскать фотоматериал и сравнить каким город были каким стал, какое основное направление деятельности в городе, особенности инфраструктуры города.
Готовясь к проведению 75 годовщины Великой Отечественной Войне было проведено прочтение книг о Великой Отечественной Войне и её героях, а так же организована встреча с ветеранами, которые являются живыми свидетелями тех времен. Был организован совместный просмотр «Что бы такое никогда не повторилось».
Совместно с родителями был создан альбом «Книга памяти», размещенный в патриотическом уголке.
Кроме этого в патриотический уголок были добавлены вырезки из местных газет и журналов, на страницах которых губкинцы могут найти публикации, рассказывающие об исторических моментах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на нашей территории.
Организована выставка семейных фотографий, детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими».
Так же были организованы посещения родителей и детей краеведческого музея.
Результатами данной работы стал повышенный уровень знаний, эрудиции в вопросах истории своего края. Так же наблюдалось повышение интереса к своей малой родине. В процессе совместной работы дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть его красоту и богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства гордости к родному городу и краю.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 208 с.
2. Бабаева Т. И. Задачи и условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду/Т. И. Бабаева // Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие для студентов высш. учеб. заведений. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – С. 3-29.
3. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Жигналь. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 192 с.
4. Виноградова Н. Ф. Родной край / Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова. – М. : Просвещение, 2017. – 172 с.
5. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) : Пособие для воспитателя ДОУ. / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий, 2016. – 109 с.
6. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков и др. – М. :ИНФРА, 2018.-98с.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2019. – 35 с.
8. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет: Методическое пособие / Н. Г. Комратова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 208 с.
9. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду/Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2016. – 158с
10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2015. – 197 с.
11. Остапца А. А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности/ А. А. Остапца, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева. – М. : Арктика, 2016. – 176 с
12. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм. // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 2. – С. 5.
13. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №6. – С. 45-49.
14. Смирнова Т. В., Т. Ю. Филиппова. Дошкольникам о родной стране/ Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова. -М. :ИНФРА, 2018.-222с.